0 разделить на число правило для 3 класса

Скачать деление на однозначное число 3 класс правила PDF

Раскладываем 72 на такие числа, которые легко устно разделить на 3: 72=30+30+  Как правильно рассуждать, чтобы правила джобса аудиокнига ребенка класса делить столбиком. Урок по теме Деление трёхзначного однозначное на однозначное устно. Задачи: Исследование ситуации, требующей введения нового правила деления трёхзначного правила на однозначное; -Постановка проблемы; — Способность формированию деленья и применять их на практике теоретические числа -Совершать вычислительные умения и навыки, навыки решения текстовых задач.

Как объяснить ребенку деление =? Затем, по правилу деления суммы на число, делим каждое слагаемое в отдельности на делитель и результаты складываем. Тема: Деление трёхзначных чисел на однозначное число. Рассуждай так  Правило встречается в следующих упражнениях: 3 класс.

Алгоритм деления чисел в столбик, обучение ребёнка. Особенности деления многозначных чисел и многочленов. Содержание статьи. Как правильно делить числа в столбик: алгоритм деления. Как объяснить ребенку деление и научить делить столбиком? Как письменно делить в столбик двузначное число на однозначное и двузначное: примеры, объяснение. Как делить в столбик трехзначное число на однозначное, двузначное и трехзначное: примеры, объяснение.

Как делить в столбик четырехзначные, многозначные большие числа, многочлены на многочлены: примеры, объяснение. Как делить в столбик с остатком? Как делить столб. Деление на однозначное число.

Возьмите листок и ручку, посадите ребенка рядом. Сначала запишите пример уголком сами. Для деления на однозначное число выбирайте такие цифры, которые дают результат без остатка (полный ответ). Первый урок можно построить так: Положите перед ребенком картинку с образцом деления столбиком.  Расскажите ученику третьего класса, что не все цифры можно поделить поровну.

Для иллюстрации понятия возьмите натуральное число до Например, попробуйте вместе разделить 9 на 2. Форма записи решения столбиком получится такой. Деление трёхзначного числа на двузначное. Дорогие ребята! В этой презентации вашему вниманию представлены тренировочные примеры на деление трёхзначных чисел на двузначные.

Удачи! Для скачивания нажмите «скачать»! класс, Интерактивная игра-тренажёр «Африка» (деление трёхзначного числа на однозначное).  Технологическая карта разработана для урока математики по теме «Деление трёхзначного числа на однозначное » в 3 классе УМК «Школа «. Интерактивная игра — Деление трёхзначного числа на однозначное. Интерактивная игра — Деление трёхзначного числа на однозначное Мне нравится. Поделиться. Правила записи при делении столбиком. Начнем с изучения правил записи делимого, делителя, всех промежуточных выкладок и результатов при делении натуральных чисел столбиком.

Сразу скажем, что письменно выполнять деление столбиком удобнее всего на бумаге с клетчатой разлиновкой – так меньше шансов сбиться с нужной строки и столбца.  Таким образом, если при делении натурального числа на натуральное однозначное или многозначное число получается остаток, то можно поставить в частном запятую, остаток перевести в единицы следующего, меньшего разряда и продолжать деление.

Дополнительные материалы по теме: Деление в столбик. Инженерный калькулятор. С действием деления мы уже знакомы, но деление трёхзначного числа на однозначное и как записывать письменно деление, вы ещё не знаете.

— Вот это наша главная задача на уроке. — Научиться делить трёхзначное число на однозначное, записывая столбиком. 5. Введение нового материала и его первичное закрепление.  — Какие правила поведения необходимо соблюдать в лесу?

(дети вспоминают правила бережного отношения к деревьям, зверям, птицам) ЛЕСОВИЧОК попросил нас ему помочь посадить деревья, мы ему поможем решая примеры: А) Работа по учебнику: стр. 84 № Выполни деление и объясни ход рассуждений используя предложенный план. Чтобы разделить двузначное число на однозначное, надо двузначное число представить в виде суммы разрядных слагаемых и разделить эту сумму на однозначное число.  Сначала рассмотрим способ деления двузначного числа на однозначное, когда в делимом количество десятков и количество единиц делится на делитель.

Чтобы разделить двузначное число на однозначное, надо двузначное число представить в виде суммы разрядных слагаемых и разделить эту сумму на однозначное число. Например, чтобы найти значение выражения: 2. сначала записываем двузначное число 56 в виде суммы разрядных слагаемых: 50 + 6. то есть просто разбиваем число 56 на сумму пяти десятков и шести единиц. 3класс. Английский язык. Русский язык.  При устных вычислениях деления трехзначных чисел на однозначное число необходимо делимое заменить суммой удобных слагаемых.

Затем, по правилу деления суммы на число, делим каждое слагаемое в отдельности на делитель и результаты складываем. Задание 1: вычисление значения выражения.

Вычислите значение выражения. Решение. Для того чтобы разделить число на, представим в виде суммы разрядных слагаемых. Разделим каждое слагаемое в отдельности на. Сложим полученные результаты. Как объяснить ребенку деление двузначного числа на однозначное не в столбик? Нам, взрослым, проще «по старинке» записать «уголком» — и дело с концом. НО! Дети еще не проходили деление в столбик, что делать? Как научить ребенка делить двузначное число на однозначное не используя запись столбиком? Возьмем для примера Все просто!

Раскладываем 72 на такие числа, которые легко устно разделить на 3: 72=30+30+  Как правильно рассуждать, чтобы научить ребенка класса делить столбиком. Как объяснить ребенку деление =? 1. Записываем столбиком.

djvu, rtf, doc, fb2

Несмотря на то что математика кажется большинству людей наукой сложной, это далеко не так. Многие математические операции довольно легко понять, особенно если знать правила и формулы. Так, зная таблицу умножения, можно быстро перемножать в уме большие числа. Главное – постоянно тренироваться и не забывать правил умножения. То же самое можно сказать и о делении.

Давайте же разберем деление целых чисел, дробных и отрицательных. Вспомним об основных правилах, приемах и методах.

пример деления числа на число

Операция деления

Начнем, пожалуй, с самого определения и названия чисел, которые участвуют в данной операции. Это значительно облегчит дальнейшее изложение и восприятие информации.

Деление — одна из четырех основных математических операций. Изучение ее начинается еще в начальной школе. Именно тогда детям показывают первый пример деления числа на число, объясняют правила.

таблица деления

В операции участвуют два числа: делимое и делитель. Первое – число, которое делят, второе – на которое делят. Результатом деления является частное.

Имеется несколько обозначений для записи данной операции: «:», «/» и горизонтальная черта — запись в виде дроби, когда вверху находится делимое, а внизу, под чертой – делитель.

Правила

При изучении той или иной математической операции учитель обязан познакомить учеников с основными правилами, которые следует знать. Правда, не всегда они запоминаются так хорошо, как хотелось бы. Именно поэтому мы решили немного освежить в вашей памяти четыре фундаментальных правила.

Основные правила деления чисел, которые стоит помнить всегда:

1. Делить на ноль нельзя. Это правило следует запомнить в первую очередь.

2. Делить ноль можно на любое число, но в итоге всегда будет ноль.

3. Если число поделить на единицу, мы получим то же число.

4. Если число разделить на само себя, мы получим единицу.

Как видите, правила довольно простые и легко запоминаются. Хотя некоторые и могут забывать такое простое правило, как невозможность деления на ноль, или же путать с ним деление ноля на число.

Признаки делимости на число

Одно из наиболее полезных правил — признак, по которому определяется возможность деления натурального числа на другое без остатка. Так, выделяют признаки делимости на 2, 3, 5, 6, 9, 10. Рассмотрим их подробнее. Они существенно облегчают выполнение операций над числами. Также приведем для каждого правила пример деления числа на число.

деление чисел

Данные правила-признаки довольно широко используются математиками.

Признак делимости на 2

Наиболее простой для запоминания признак. Число, которое оканчивается на четную цифру (2, 4, 6, 8) или 0, всегда делится на два нацело. Довольно просто для запоминания и использования. Так, число 236 оканчивается на четную цифру, а значит, делится на два нацело.

Проверим: 236:2 = 118. Действительно, 236 делится на 2 без остатка.

Данное правило наиболее известно не только взрослым, но и детям.

Признак делимости на 3

Как правильно выполнить деление чисел на 3? Запомнить следующее правило.

Число делится на 3 нацело в том случае, если сумма его цифр кратна трем. Для примера возьмем число 381. Сумма всех цифр будет составлять 12. Данное число кратно трем, а значит делится на 3 без остатка.

Также проверим данный пример. 381 : 3 = 127, значит все верно.

деление на однозначное число примеры

Признак делимости чисел на 5

Тут также все просто. Разделить на 5 без остатка можно лишь те числа, которые оканчиваются на 5 либо же на 0. Для примера возьмем такие числа, как 705 или же 800. Первое заканчивается на 5, второе — на ноль, следовательно они оба делятся на 5. Это одно из простейших правил, которое позволяет быстро осуществлять деление на однозначное число 5.

Проверим данный признак на таких примерах: 405:5 = 81; 600:5 = 120. Как видите, признак действует.

Делимость на 6

Если вы хотите узнать, делится ли число на 6, то вам сначала нужно выяснить, делится ли оно на 2, а затем — на 3. Если да, то число можно без остатка разделить на 6. К примеру, число 216 делится и на 2, так как заканчивается на четную цифру, и на 3, так как сумма цифр равна 9.

Проверим: 216:6 = 36. Пример показывает, что данный признак действует.

Делимость на 9

Поговорим также и о том, как осуществить деление чисел на 9. На данное число делятся те натуральные числа, сумма цифр которых кратна 9. Аналогично правилу деления на 3. Например, число 918. Сложим все цифры и получим 18 — число, кратное 9. Значит, оно делится на 9 без остатка.

Решим данный пример для проверки: 918:9 = 102.

Делимость на 10

деление целых чисел

Последний признак, который стоит знать. На 10 делятся только те числа, которые оканчиваются на 0. Данную закономерность довольно просто и легко запомнить. Так, 500:10 = 50.

Вот и все основные признаки. Запомнив их, вы сможете облегчить себе жизнь. Конечно, есть и другие числа, для которых существуют признаки делимости, но мы с вами выделили лишь основные из них.

Таблица деления

В математике существует не только таблица умножения, но и таблица деления. Выучив ее, можно с легкостью выполнять операции. По сути, таблица деления представляет собой таблицу умножения наоборот. Составить ее самостоятельно не представляет труда. Для этого следует переписать каждую строку из таблицы умножения таким образом:

1. Ставим произведение числа на первое место.

2. Ставим знак деления и записываем второй множитель из таблицы.

3. После знака равенства записываем первый множитель.

Например, возьмем следующую строку из таблицы умножения: 2*3= 6. Теперь перепишим ее согласно алгоритму и получим: 6 ÷ 3 = 2.

Довольно часто детей просят самостоятельно составить таблицу, таким образом развивая их память и внимание.

Если же у вас нет времени на ее написание, то можете воспользоваться представленной в статье.

правила деления чисел

Виды деления

Поговорим немного о видах деления.

Начнем с того, что можно выделить деление целых чисел и дробных. При этом в первом случае можно говорить об операциях с целыми числами и десятичными дробями, а во втором – только о дробных числах. При этом дробным может являться как делимое или делитель, так и оба одновременно. Это разделение связано с тем, что операции над дробями отличаются от операций с целыми числами.

Далее мы поговорим о делении дробей подробнее.

Исходя из чисел, которые участвуют в операции, можно выделить два вида деления: на однозначные числа и на многозначные. Наиболее простым считается деление на однозначное число. Здесь вам не нужно будет проводить громоздкие вычисления. К тому же хорошо может помочь таблица деления. Делить же на другие — двух-, трехзначные числа — тяжелее.

Рассмотрим примеры для данных видов деления:

14:7 = 2 (деление на однозначное число).

240:12 = 20 (деление на двузначное число).

45387: 123 = 369 (деление на трехзначное число).

Последним можно выделить деление, в котором участвуют положительные и отрицательные числа. При работе с последними следует знать правила, по которым происходит присвоение результату положительного или отрицательного значения.

При делении чисел с разными знаками (делимое — число положительное, делитель — отрицательное, или наоборот) мы получаем отрицательное число. При делении чисел с одним знаком (и делимое, и делитель — положительные или же наоборот) — получаем число положительное.

Рассмотрим для наглядности следующие примеры:

21:(-7)= -3

-36:6= (-6)

-48: (-8)= 6.

Деление дробей

Итак, мы с вами разобрали основные правила, привели пример деления числа на число, теперь поговорим о том, как правильно выполнять эти же операции с дробями.

деление на однозначное число

Несмотря на то что деление дробей поначалу кажется довольно тяжелым делом, в действительности работать с ними не так уж и трудно. Деление дроби выполняется практически так же, как и умножение, но с одним отличием.

Для того чтобы разделить дробь, следует сначала умножить числитель делимого на знаменатель делителя и зафиксировать полученный результат в виде числителя частного. Затем умножить знаменатель делимого на числитель делителя и записать результат как знаменатель частного.

Можно сделать и проще. Переписать дробь делителя, поменяв местами числитель со знаменателем, а затем перемножить полученные числа.

Например, разделим две дроби: 4/5:3/9. Для начала перевернем делитель, получим 9/3. Теперь перемножим дроби: 4/5 * 9/3 = 36/15.

Как видите, все довольно легко и не сложнее, чем деление на однозначное число. Примеры на действия с дробями решаются просто, если не забывать данное правило.

Выводы

Деление — одна из математических операций, которые каждый ребенок изучает еще в начальной школе. Есть определенные правила, которые следует знать, приемы, облегчающие выполнение данной операции. Деление бывает с остатком и без, бывает деление отрицательных и дробных чисел.

Запомнить особенности данной математической операции довольно легко. Мы с вами разобрали наиболее важные моменты, рассмотрели не один пример деления числа на число, даже поговорили о том, как работать с дробными числами.

Если вы хотите улучшить свое знание математики, советуем вам запомнить эти несложные правила. Кроме того, можем посоветовать вам развивать память и навыки счета в уме, выполняя математические диктанты или просто пытаясь высчитать устно частное двух случайных чисел. Поверьте, эти навыки никогда не будут лишними.

Умножение (0), умножение на (0)

(0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 = 0).

Так как в равенстве все слагаемые одинаковые, сложение можно заменить умножением.

(0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 = 0 · 8 = 0).

При умножении (0) на любое число получается (0):

(0 · a = 0),  где (a) — любое число.

Пример:

(0 · 3 = 0),            (0 · 4 = 0),             (0 · 10 = 0).

Рассмотрим случаи, когда число умножают на ноль. Здесь применяют переместительный закон умножения:

(3 · 0 = 0 · 3 = 0).

При умножении любого числа на (0) получается (0):

(a · 0 = 0),  где (a) — любое число.

(0 : 7 = 0).

Проверка: (0 · 7 = 0).

При делении (0)  на любое число получается (0):

(0 : a = 0),  где (a) — любое число, кроме нуля.

Обрати внимание!

На ноль делить нельзя!

Пример:

(0 : 2 = 0),        (0:5=0),       5:0.

Автор: Переверза Нина Ивановна
Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МКОУ Тогучинского района «Сурковская средняя школа»
Населённый пункт: село Сурково Тогучинского района Новосибирской области
Наименование материала: методическая разработка открытого урока по математике
Тема: «Деление нуля на число» 3 класс

Раздел: начальное образование

Тема урока

:

Деление нуля на число

Цель: Познакомить с делением нуля на число (общеобразовательный уровень).

Закрепить умножение 2, 3,познакомить с умножением на 4(8 вид.)

Задачи урока:

1.Предметные: знать правила деления нуля на число, умножение с числами 2,3 (8 вид),

уметь решать задачи, составлять равенства из данных чисел, определять порядок действий

в выражениях.

2. Метапредметные:

регулятивные: формулировать учебную задачу, планировать своё высказывание,

оценивать свои знания;

познавательные: уметь сделать вывод на основе полученных знаний;

коммуникативные: воспроизводить спланированное высказывание.

3.Личностные: осознавать смысл приобретаемого умения, понимать, где может

пригодиться полученный навык.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, мультимедийное оборудование,

числа-снежинки, сигнальные карточки, снежки-пушинки, снеговик, карточки веточки ели,

карточки-помогайки

Ход урока

I. Актуализация знаний.

-Запишите число 11 декабря. Классная работа. Что можно сказать о числе 11?

-Запишите 5 раз по 11. Сколько всего цифр вы записали?

-Как быстро сосчитать?

II. Устный счет

Беритесь, ребята

Скорей за работу,

Учитесь считать,

Чтоб не сбиться со счету.

1. Игра «Математическая горка».

На доске нарисована горка с примерами на умножение и деление, у учащихся снежинки с

ответами, у каждого по 2 снежинки со своим ответом, учитель называет пример (он

записан на горке), ученик, у которого ответ этого примера, выходит и приклеивает

снежинку

7х6,8х2,8х7,9х4

3х5,6х2,11х1,5х2,

81:9,4х2,2х3,

8х8,6х5,7х9,6х6

8х4

2х8, 3х4, 56:7, 7х2

-Получилась красивая нарядная горка.

— Почему она стала нарядной?

-Найдите правильные снежинки.

-Почему они правильные? (имеют 6 лучей).

— Что такое луч?

-Какие ещё геометрические фигуры вы знаете?

-Какую фигуру напоминает горка?

-Что, кроме горок и снежинок, бывает зимой? (дети лепят снеговика).

— Когда лепят снеговика? (учитель приклеивает снеговика)

-Из каких фигур он состоит?

-У снеговика конверт с заданиями для индивидуальной работы (задания записаны на

ёлочках) Дежурный раздаёт каждому свою ёлочку.

Эти задания из рабочей тетради, а у уч-ся 8 вида из учебника.

(Учитель оказывает индивидуальную помощь)

2. Арифметический диктант (на экране)

а) Какое число надо умножить на 7, чтобы получить 42?

б) Назовите число, которое меньше 24 на 6.

в) Из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить 3?

г) Во сколько раз 4 десятка больше 5?

д) Найдите произведение 9 и 3.

е) Делимое 36, частное 6. Чему равен делитель?

ж) Увеличьте 7 в 6 раз.

з) На какое число надо разделить 28, чтобы получить 7?

У уч-ся 8 вида задания на доске (решают, используя «ёлочки-помогайки»

=4, 2х

=14,

х5=10,

х6=18, 3х

=12,

х3=6, 3х

=9. Проверка, путём

переворачивания карточек. Там записаны ответы.

II. Музыкальная физминутка. «Снежинки»

III. Работа над новой темой

-Слово «нуль» возникло от латинского nullum — ничто. Как не странно, «ничто» — важная

цифра. Казалось бы пустота, воздух, — а какая сила!

От нуля можно ожидать всяких фокусов

-Значит, чем нам предстоит заняться?

Учитель выставляет на наборном полотне карточки: 0:7 =

Предлагает детям подобрать такое число, при умножении которого на 7 получилось бы 0.

(Это 0.) Значит 0:7 = 0.

Затем карточка с цифрой 7 меняется на любую карточку с другой цифрой и, рассуждая

аналогично, дети приходят к выводу, что при делении нуля на любое число, получается

нуль.

Далее учитель предлагает детям на примере выполнить действия, разрезав яблоко 1:0. Кто

может это сделать?

-Почему мы не смогли это сделать? (Нет такого числа, при умножении на которое

получился бы нуль).

IV. Закрепление нового материала

Работа с электронным приложением к учебнику. Объяснение. Задания по

приложению выполняют сильные учащиеся.

Вывод: делить на нуль нельзя. Поясняет так: «При делении на 0, например, числа 7 или

другого числа, кроме нуля, нельзя найти такое число, умножив которое на нуль,

получилось бы 7 или другое число»

2. «Карточки-помогайки».

0:а=0

а:0

Еще один фокус «нуля» мы с вами сегодня открыли. О нем надо помнить, чтобы не

допускать ошибок в вычислениях.

№ 1, с. 85 — выполнить самостоятельно по вариантам. № 2, с. 85 — закончите вывод,

приведите свои примеры.

Для учащихся 8 вида

4+4

4+4+4

4+4+4+4

4+4+4+4+4

-Считаем вместе. Как можно по-другому записать такие примеры? (Если не смогут сами,

то спросить у уч-ся 7 вида.

Записывают: 4х2, 4х3, 4х4, 4х5

Работа по учебнику. Стр.71 №66 (устно, №67- письменно, самостоятельно)

Электронная физминутка для глаз «Снеговик»

IV Работа над пройденным материалом

1,:№5,с.85.

Прочитайте условия задачи и подумайте, как удобнее выполнить краткую запись. В

таблице. Составили таблицу:

— Что такое 48 кг? (Масса всех ящиков.)

— 8 кг? (Масса 1 ящика.)

— Какая еще графа должна быть в таблице? (Количество ящиков.)

Масса 1 ящика

Количество

Масса всех

ящиков

Яб. — 8 кг

? 1) (:)

Одинаковое

48 кг

Гр. — 9 кг

?2) (•)

— Что еще известно в задаче? (Масса ящика с грушами.)

— Что сказано о количестве ящиков с грушами? (Их столько же.) Или их количество

одинаковое.

Составьте программу решения и запишите решение самостоятельно. (Ученик записывает

программу решения на доске, затем устно объясняет.) Дети проверяют свое решение.

Учащиеся 8 вида решают по учебнику: стр.95№28

VI. Итог урока. Рефлексия.

У людей говорят:

«Не шути с огнем!»

А у нас говорят:

«Не шути с нулем!»

У нуля про запас

Сотни каверз и проказ,

Нужен глаз за ним

Да глаз!

-А что мы узнали нового о нуле? (учащиеся формулируют вывод)

0:а=0

а:0

-А теперь покажите мне карточки-цифры (3,4,5) и я пойму, как вы оценили свою

работу на уроке.

-У вас на партах Снежки- Пушинки. Закрасьте ту Пушинку, настроение которой

совпадает с вашим.

Домашнее задание

1. Учебник: N° 7, с. 85.

2. Тетрадь: № 169, с. 62.

Дополнительный материал к уроку для тех учащихся, кто первым сделает задания

по карточке

1. Вставьте недостающие числа.

8м> 7м 9дм см

5 м = 43 дм + см

16 см 5 мм > 1 дм мм

2. Выполните действия.

24:6-32:8 (35 : 5): (21:3)

4:4 + 4-1 (51-51): (72:9)

0•4-0:4 (100 + 25) • (49 — 49)

3. Найдите площадь заштрихованной фигуры и ее периметр.

5

см

1см

2см

7см

4, Определите порядок действий в выражениях. a + (b-c-d+x)

(x + d-k)-(y + b)

d+(c-b)-(a+y)

у + (a-d)- с

Подготовила и провела: учитель начальных классов Кравченко Н.В.

Цель урока: познакомить с приёмами деления числа на 1, на само себя, деление  нуля на число, на основе связи с действием

умножения.

Задачи:

  • обоснование и формулирование правила деления натурального числа на единицу, на само себя, деление нуля;
    — решение заданий с целью формирования навыка деления на единицу, числа на само себя, деление нуля.
  • Развивать умение анализировать и систематизировать знания, уметь выделять главное, существенное, формулировать выводы;
  • Формировать коммуникативные компетенции учащихся.

Предметные результаты:

Знать: правила деления.

Уметь:

  • применять данные правила на практике.

              Метапредметные результаты:

— овладение способностью принимать и сохранять учебную задачу;

       — формировать умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

        — освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
—  формирование умения работать с информацией, овладение операциями мышления (анализ, синтез, классификация, группировка);

        — формирование умения слушать и слышать, ясно и четко излагать свою точку зрения, распределять роли в парах, группах и выполнять соответственно ролям и функциям;
— формировать умения работать в информационно — образовательной среде, осуществлять выбор партнёра, материалов, выбор разного уровня заданий в карточках, выбор центров активного обучения.

 Тип урока: формирование новых знаний и умений.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Методы: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, контроля и самоконтроля.

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия:
Личностные:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
• способность высказывать суждение и давать им обоснование.
Регулятивные:
• умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
• учить принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
• выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
• работать самостоятельно и в группе;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Коммуникативные:
• умение оформлять свои мысли с комментированием практических ситуаций;
• слушать и понимать речь других;
• совместно договариваться при работе в паре;
• сотрудничестве со сверстниками.
Познавательные:
• устанавливать причинно-следственные связи внутри математических действий, осуществлять поиск нужной информации;
• ориентироваться в своей системе знаний;
• отличать новое от уже известного с помощью учителя;
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проек­тор, интерактивная доска.

Дидактические средства: мультимедийная презентация, задание для работы в парах и группах, оценочные листы.

Структура и ход урока

Этапы работы Содержание этапа
1 Организационно — подготовительный

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

способствовать созданию условий для эффективной работы на уроке.

Задачи: создать положительный эмоциональный настрой; вызвать интерес к предстоящей деятельности.

Релаксационная игра «Дерево». Цель игры: данная игра проводится для снятия волнения, напряжения, она придаёт чувство уверенности в себе и своих силах. Слайд 2.

— Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела. Глаза закройте. Представьте себя могучим, сильным дубом. Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно  и спокойно. Ствол – тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви — руки свободно «колышутся» вдоль тела. Листья – пальцы легко шелестят, слегка задевая друг друга. Крона – голова чиста и свежа. Вы прекрасное дерево. Вы уверены в себе и  спокойны. И у Вас всё получиться!!! Откройте глаза и садитесь. Примите позу ученика.

Слайд 3.

На уроке будь старательным,

будь спокойным и внимательным.

Все пиши, не отставая,

Слушай не перебивая,

Говори чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

Покажите свое настроение перед началом урока.

— Откройте тетради и запишите дату, классная работа.

-Что вы можете сказать о числе 16? (Оно двузначное; оно чётное; состоит из разряда десятков и разряда единиц).

— Сколько десятков и сколько единиц в нём? (1десяток и 6 единицы).

— Составьте  выражения со значением равным 16.

2

А)

Б)

В)

Изучение учебного материала

Актуализация опорных знаний

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить материал необходимый для открытия новых знаний.

Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению сведений, необходимых для открытия новых знаний.

Постановка учебной задачи

Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать выявлению затруднения при выполнении задания и постановке учебной задачи.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осмыслить возникшую трудность при выполнении задания и определить учебную задачу.

Открытие новых знаний

Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать обсуждению проекта решения учебной задачи.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

обсудить проект решения учебной задачи и открыть новые сведения для ее решения.

Сегодня на уроке вы будете исследователями. А что будет предметом нашего исследования, вы узнаете, если ответите на мои вопросы.

Сколько лет в яйце цыплёнку,

Сколько крыльев у котёнка,

Сколько в алфавите цифр,

Сколько гор проглотит тигр,

Сколько мышка весит тонн,

Сколько в стае рыб ворон,

Сколько зайцев съела моль,

Знает только число … ! (0)

Сколько солнышек за тучкой,

Сколько стержней в авторучке,

Сколько у слона носов,

Сколько на руке часов?

Знает и собой гордится,

Число-столбик … . (1)

-Что будем исследовать на уроке? (0 и 1). А что именно  исследовать вы узнаете выполнив следующее задание:

1 вариант

91-1= 90                         

54∙1= 54

31-0= 31

0+15= 15

1+76= 77

98-1= 97

2 вариант

64+0= 64

18∙0= 0

1∙35= 35

25+1= 26

36-0= 36

72∙0= 0

Оцените свои знания на данном этапе (+, !, -). Результаты занесите в оценочный лист «Ладошка»

Какое математическое  действие вы не выполняли с нашими героями? (деление).

— Сформулируйте тему нашего урока.  (на доске «Деление на 1, на само себя. Деление нуля на число».)

Как вы думаете, достаточно ли нам уже имеющихся знаний, чтобы выполнить деление с этими числами.

— Человек если  движется без цели, то он не знает, куда и зачем он идёт, может запутаться и потеряться. Чтобы с нами такого не случилось, давайте поставим цель и определим задачи на этот урок.

— Цель нашего исследования? (

Назовите задачи нашего исследования (Задачи уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги):

Открыть  законы деления … на 1, само себя, деление нуля на число

Учиться  применять…. их при решении задач и выражений.

Давайте попробуем наметить план работы на урок.

·                     Деление на 1.

·                     Деление на само себя.

  • Деление нуля на число.

  Как будем решать учебные задачи? Откроем новые знания сами или прочитаем правило в учебнике? Ребята, послушайте, пожалуйста, что говорил французский математик Д.Пойя: “Лучший способ изучить что-либо — это открыть самому”. Вы готовы к открытиям?

Как будем открывать новые знания? Все вместе, каждый сам, в парах или в группах?(В группах)

1 ряд будет открывать закон деления на 1.

2 ряд – закон деления любого числа на само себя.

З ряд – закон деления нуля на любое число. (с.78 №245).

Получите маршрутные листы и начинайте открывать законы математики.

Какие знания мы открыли? Сформулируйте законы  деления которые вы открыли?

Физминутка (интерактивная)

3 Осознание и осмысление учебного материала

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: применять полученные знания на практических упражнениях.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

Проверить осознанность усвоения учебного материала.

Работа   в  парах.

— Кто уже чувствует в себе силу самостоятельно применить новые знания и получить звание «умников» и «умниц»? Кому нужна помощь? (Как правило, никому)

— Сейчас наши герои  предлагают поработать в парах.

Давайте повторим правила работы в парах:

1.Думаю сам, говорю товарищу.

2.Слушаю товарища, принимаем общее решение.

3.Делимся результатом с классом.

-Что нужно сделать в следующем задании?

16…  16= 1         16…1= 16                   0 …16= 0

16…  1= 15        16…0= 0

Одна пара у доски.

Проверьте по экрану.

— Встаньте все, кто не сделал ни одной ошибки (аплодисменты).

Решение задачи № 249  (слайд 19)

А) Составление схемы на интерактивной доске.

—  Прочитайте условие задачи и подумайте, как удобнее выполнить краткую запись. (схемой).

О чём говорится в задаче? (Об опятах, лисичках, подосиновиках, белых грибах)

— Что известно в задаче?

— Что сказано о лисичках?  (Их в 8 раз меньше, чем опят).

— Что сказано о подосиновиках? (Их в 6 раз больше, чем лисичек).

— Что сказано о белых грибах? (Их на 12 меньше, чем подосиновиков)

-Составьте программу решения и запишите решение самостоятельно.

Б) Проверка решения.

1) 56 : 8 = 7(л.)

2) 7 * 6 = 42(п.)

3) 42-12 = 30 (б.)

Ответ:

Оцените свои знания на данном этапе (+, !, -). Результаты занесите в оценочный лист «Ладошка»

4 Закрепление учебного материала

Цель для учителя: оценить, насколько учащиеся освоили новый материал.

Цель для учащихся: определить степень усвоения  учебного материала.

Давайте проверим насколько хорошо, вы усвоили новый материал? Найдите значения следующих выражений .(слайд № )

Взаимопроверка.   Оценивание (в оценочный лист). Результаты на дереве познания.

5 Рефлексия

Цель для учителя: содействовать осознанию уч-ся своей учебной деятельности и деятельности класса.

Цель для учащихся: сознание учащимися своей УД, самооценка результатов своей деятельности и деятельности класса.

-Ребята, давайте вернемся в начало урока.

Какая была тема урока?

Обратимся к плану, составленному в начале урока, сделаем отметки о выполнении:

УЗНАЛИ законы деления ?

Научились применять их на практике?

— Какие открытия для себя вы сделали сегодня?

—                           Что получится при делении любого числа на единицу?

—                           Что получится при делении любого числа на само себя?

—                           Что получится при делении нуля на любое число?

—                           Какое важное правило вы должны были запомнить?

—                           Кого бы вы могли похвалить сегодня?

¾    Кому-то сегодня было легко, кому-то пока было трудновато. Как оцениваете свою работу на уроке?

(Самооценка –дети поднимают зеленые, желтые, красные круги)

Зеленый  — доволен собой, у меня всё получилось;

Жѐлтый – доволен собой, хотя у меня не всѐ получилось;

Красный  – мне нужна помощь.

Давайте скажем  нашим героям «спасибо» и «до свидания»!

Какое настроение у вас в конце урока?

— настроение лучше, чем было до урока;

— осталось таким же;

— стало хуже.

Молодцы! Спасибо за урок!

6 Домашнее задание на выбор

Цель для учителя: оценить, насколько обучающиеся поняли тему.

Цель для учащихся: закрепить знания по теме.

1.      Придумать сказку о нуле и единице

2.      С.80. №248

Приложение.

Группа №1
Используя равенство 7  1 = 7,  5   1 = 5,найдите значения выражения 7: 1 =    и  5: 1 =
Сделайте вывод и сформулируйте закон деления любого числа на.

Группа №2
Используя равенство 7  1 = 7,  5   1 = 5,найдите значения выражения 7: 1 =    и 5: 1 =
Сделайте вывод и сформулируйте закон деления любого числа на .а : 1 = 

Группа №3 Используя равенство 7  1 = 7,  5   1 = 5,найдите значения выражения 7: 7 =    и 5: 5 =
Сделайте вывод и сформулируйте закон деления любого числа на само себя. 

         
Группа №4 Используя равенство 7  1 = 7,  5   1 = 5,найдите значения выражения 7: 7 =    и 5: 5 =

Сделайте вывод и сформулируйте закон деления любого числа на само себя.  

Группа №5Разделите на калькуляторе  на любое однозначное число,на любое двузначное,на любое трёхзначное.Запишите эти равенства:______________________________________________
Сделайте вывод и сформулируйте закон деления нуля на любое число. 

Группа №6 Разделите на калькуляторе   любое однозначное число на   0, любое двузначное на 0,любое трёхзначное  на 0.
Сделайте вывод.