Что такое бюджетное правило и как оно работает

Что такое бюджетное правило? Как оно влияет на курс рубля?

Как работает бюджетное правило? Все сверхдоходы государственного бюджета, которые возникают вследствие превышения стоимости нефти Urals $41,6 за баррель, направляются на покупку валюты, а не на государственные расходы. Центральный Банк в интересах Минфина покупает валюту на открытом рынке, и это оказывает давление на рубль.

— На графике ниже видно, что после введения бюджетного правила в феврале 2017 года курс рубля перестал прямо зависеть от стоимости нефти. Также по графику можно предположить, что если бы не бюджетное правило, то при текущей стоимости нефти курс был бы 57-58 рублей за доллар.

— Благодаря бюджетному правилу страна накапливает большое количество валюты. Валюта оседает в Фонде Национального Благосостояния (раз в год в середине лета), который является частью золотовалютных резервов (ЗВР).

— Покупки валюты в рамках бюджетного правила во многом обуславливают стремительный рост золотовалютных резервов: в феврале 2017 года ЗВР были около $394 млрд, сейчас $531 млрд.

— Когда ликвидная часть Фонда Национального Благосостояния достигнет 7% ВВП (что по ожиданиям произойдёт в середине 2020 года после пополнения ФНБ), сверхдоходы бюджета можно будет снова направлять на государственные расходы, а именно на национальные проекты. Тогда ЦБ станет покупать меньше валюты, а значит, это будет оказывать меньшее давление на рубль.

—  Важно, какая именно часть доходов будет расходоваться и важно, на какие проекты: внутренние или внешние? Если государство будет тратить доллары за пределами РФ (например, покупать товары, услуги, технологии за границей), тогда влияние бюджетного правила ну курс рубля останется неизменным. Если же государство будет расходовать рубли внутри страны (например, на инфраструктурные проекты), то на покупку валюты по бюджетному правилу пойдет меньше рублей, а значит, давление в сторону ослабления рубля, которое оказывается сейчас, будет меньше.

Alfa Wealth

Бюджетное правило — финансовое правило, накладывающее длительное ограничение на бюджетную политику посредством количественных ограничений на бюджетные показатели.

Бюджетное правило является, пожалуй, единственным зарекомендовавшим себя в международном опыте работающим механизмом снижения зависимости федерального бюджета и внутренних экономических условий от цен на энергоносители для сырьевых стран.

С 2018 г. в РФ вступило в силу новое бюджетное правило. Согласно нему, все нефтегазовые доходы от цен на нефть выше базового значения, заложенного в бюджете, используются для покупки валюты Минфином и размещения в Фонде Национального Благосостояния (ФНБ).

В бюджет 2018 г. заложены цены на нефть марки Urals $40 за баррель. В дальнейшем этот уровень подлежит ежегодной индексации на 2%. Разница между высокими ценами и этим значением напрямую влияет на формирование резервов, но в экономику эти деньги не поступают.

За первые 4 месяца 2018 г. покупки валюты Минфином составили 988 млрд руб. С учетом мая совокупный объем средств, направленных в ФНБ, составит 1,3 трлн руб. Всего по итогам года ведомство прогнозирует поступления в резервы 3,5 трлн руб.

Цены на нефть держатся на высоком уровне с начала года, на текущий момент почти в 2 раза превосходя базовую цену $40 за баррель. Относительно январских прогнозов оценка дополнительных нефтегазовых доходов выросла на 1,75 трлн руб., что соответствует профициту бюджета 0,4% ВВП вместо прогнозируемого дефицита 1,3% ВВП в 2018 г.

При этом расходы бюджета увеличиваются всего на 62 млрд руб., так как согласно бюджетному правилу дополнительные нефтегазовые доходы помещаются в резерв и не расходуются. Такая бюджетная политика призвана снизить зависимость экономики от цен на энергоносители и сформировать надежный резерв для периодов дефицита.

Расходование средств ФНБ доступно в двух случаях: снижение цен на нефть ниже базовой и достижение фондом размеров 7% от ВВП. В случае роста резервов выше 7% от ВВП, дополнительные средства инвестируются в инфраструктурные проекты. При средних ценах на нефть $55-60 за баррель ФНБ может достичь 7% ВВП в 2020 г. Если предположить, что текущие высокие цены на нефть сохранятся, то цель по размеру ФНБ может быть достигнута и раньше.

Бюджетное правило снижает зависимость экономики от внешних факторов и позволяет сформировать надежный резерв на периоды дефицита бюджета.

Что такое бюджетное правило и как оно работает

Большое влияние правило оказывает на курс национальной валюты. Если раньше при повышении цен на нефть рубль укреплялся из-за роста продаж валютной выручки экспортерами, то теперь этот эффект компенсируется за счет покупок валюты Минфином. Аналогично, при падении цен на нефть ниже базовой цены продажи валюты из ФНБ будут поддерживать российский рубль.

Бюджетное правило делает рубль более стабильной валютой и снижает его зависимость от нефтяных цен.

Стабильная валюта поддерживает привлекательность рынка инструментов с фиксированной доходностью и снижает риск-премию российских долговых бумаг из-за меньшего влияния волатильности нефтяных котировок на экономику. Также это способствует формированию предсказуемых макроэкономических условий, необходимых для обеспечения устойчивого роста экономики.

Позитивное влияние правило оказывает на экспортеров нефтегазовой отрасли. Из-за сильной корреляции цен на нефть и курса рубля в прошлые годы позитивный эффект для выручки компаний со стороны высоких нефтяных цен нивелировался укреплением национальной валюты.

Сейчас такой зависимости нет, что позволяет экспортерам получать больший финансовый эффект от дорогой нефти.

Критика бюджетного правила

Ряд экспертов критикуют существующее бюджетное правило за чрезмерную жесткость. Высокий порог ФНБ в 7% ВВП уменьшает эффективное инвестирование дополнительных нефтегазовых доходов в инфраструктурные проекты.

По мнению сторонников смягчения правила, существующие жесткие условия не позволяют стране выйти на темпы роста экономики выше 2-3%. Кроме того, ряд экспертов ссылаются на то, что негативное влияние оказывается и на социальное развитие страны из-за чрезмерной экономии.

Сторонники правила в существующем виде приводят в качестве аргументов снижение волатильности национальной валюты, зависимости от нефтяных цен и повышение предсказуемости макроэкономических условий для реального сектора экономики.

Открыть счет

Галактионов Игорь
БКС Брокер

В российских деловых СМИ постоянно упоминают некое бюджетное правило. Внимание к нему неудивительно, ведь оно оказывает большое влияние на экономику нашей страны. Сегодня обсудим, что понимается под этим термином и насколько оправданы действия, направленные на исполнение бюджетного правила.

Рекомендую посмотреть небольшое видео с моего ютуб-канала для начала.

Краткая история бюджетного правила

курс ленивого инвестора

Важно! Я веду этот блог уже почти 10 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах публичных инвестиций. Сейчас мой публичный инвестпортфель — более 5 000 000 рублей.

Я регулярно получаю много вопросов и специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора, в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать в различные активы. Рекомендую пройти, как минимум, бесплатную неделю обучения.

Если вам интересна практика и какие инвестрешения в моменте принимаю лично я, то вступайте в Клуб Ленивого инвестора.

Подробнее

Впервые идея накапливать деньги, полученные от продажи нефти по цене выше определенного значения, была реализована в 2004 г. В это время был создан стабилизационный фонд. Он пополнялся в те периоды, когда мировые котировки черного золота были более $20 за баррель. С годами эта планка поднималась. Основаниями для ее пересмотра являлись прогнозы аналитиков. Динамика повышения планки обычно существенно отставала от фактических темпов роста стоимости нефти.

Введение бюджетного правила преследовало три цели:

  • снизить зависимость от внешнеэкономических факторов;
  • разрушить привязку курса национальной валюты к стоимости нефти;
  • сформировать финансовый резерв, который можно будет использовать для покрытия дефицита бюджета при падении цен на энергоносители.

В 2008 г. стабилизационный фонд был разделен на две части:

  • резервный – на случай кризиса или санкций;
  • национального благосостояния (ФНБ) – для покрытия дефицита пенсионного фонда.

Еще одно ключевое изменение было внесено в 2012 г., когда планка, при превышении которой часть доходов от продажи нефти направляется в кубышку, стала определяться на основе не прогнозов, а статистики, собранной за предыдущие годы. В результате в 2014 г. ее значение было равно $92.

Российское правительство не одиноко в своем стремлении к сбережению выручки от продажи нефти. По тому же пути идут и некоторые другие страны. Хорошим примером служит Норвегия, где схожий принцип действует уже 30 лет. Ее результаты можно назвать впечатляющими: размер накопленного резерва еще в 2016 г. вдвое превысил ВВП. С 2017 года норвежская подушка безопасности перевалила за $1 трлн.

Это стало возможным не только за счет высоких цен на энергоносители, но и благодаря умелому инвестированию отложенных средств. Кроме того, руководство страны не трогает основной капитал, направляя на социальные нужды только часть приносимой им прибыли. Норвегия в 2019 году, по данным портала Numbeo, занимала 10 место по уровню и качеству жизни (Россия – 59-е). Несмотря на это, ее лидерам приходится регулярно сталкиваться с критикой. Среди населения популярно мнение о том, что следует быть менее экономными и направлять большие суммы на социальные программы.

Подобные нефтяные фонды действуют и в других государствах. Особенно распространены они в странах Персидского залива – Саудовской Аравии, Арабских Эмиратах, Кувейте, Катаре.

Бюджетное правило сегодня

С 2018 г. начала действовать норма, по которой в резервы направляются все дополнительные доходы, полученные при цене на нефть свыше $40 за баррель. Каждый год эта сумма индексируется. В 2019 г. планка составила $41,6. Ниже представлена динамика котировок за год.

При этом фонд национального благосостояния должен наполняться до тех пор, пока его размер не составит 7% от ВВП. Только после этого власти могут направлять средства на инвестиции.

В конце III кв. 2019 г. была накоплена сумма в 8,17 трлн руб. К 2022 г. прогнозируется рост до 16,2 трлн руб. при условии, что средства не будут расходоваться.

Пояснительная записка к бюджету 2020 г. показывает, что в текущем году ФНБ превысит установленную отметку на 1,5 трлн руб. А это значит, что есть возможность направить часть денег на другие нужды. В конце 2019 г. стало известно, что излишки в размере 1 трлн руб. планируется вложить большей частью в иностранные бумаги или выдать в качестве кредитов другим странам. В период с 15.01 по 06.02 Минфин планирует ежедневно закупать доллары на 21 млрд руб. На инвестиции внутри России, вероятнее всего, будет направлено не более 300 млрд руб. Предполагается, что это увеличит ВВП на 0,19 п.п. Планы по выделению из резерва денег на социальные нужды озвучены не были.

Сторонники бюджетного правила в руководстве России активно высказываются против вливания этих денег в экономику, мотивируя свою точку зрения рисками инфляции, ростом профицита ликвидности и другими причинами.

Противники указывают на негативное влияние бюджетного правила на экономику. Они считают, что инвестиции в ее развитие сегодня станут лучшей защитой в кризис, чем суммы на счетах ЦБ. Кроме того, расходование резервов, по их мнению, стало бы лучшей альтернативой повышению налоговой нагрузки населения.

Выводы

Сложно дать однозначную оценку бюджетному правилу. С одной стороны, оно тормозит развитие экономики, истощает социальную сферу. Такой подход кажется неуместным с учетом уровня жизни россиян, особенно в провинции. С другой стороны, опыт Норвегии и других нефтедобывающих стран показывает, что можно успешно развиваться, не забывая откладывать на черный день.

Высказывайте в комментариях свое отношение к бюджетному правилу. Поддерживаете ли вы саму идею искусственного ограничения расходов при наличии свободных средств?

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (7 оценок, среднее: 3,71 из 5)

Загрузка…

16.01.2020

«Бюджетное правило» предполагает лимитирование расходов государственного бюджета исходя из цены на нефть.

Что такое "бюджетное правило" и в чем его необходимость?

Идея «бюджетного правила» довольно проста. В условиях получения сверхдоходов от продажи нефти и газа правительство может впасть в соблазн направить эти деньги на финансирование дополнительных расходов государства, что может привести к ряду проблем:

1.Ускорение инфляционных процессов, поскольку экономика России еще не настолько развита, чтобы быстро преобразовывать дополнительную денежную массу в товарную.
2.Страна начнет зависеть от динамики доходов от экспорта нефти, что сделает бюджет и развитие экономики нестабильным.
3.Трудно будет оставлять финансирование расходов на прежнем уровне при понижении цены на нефть, что неизбежно вызовет недовольство населения.
4.Сверхдоходы от нефти будут «проедаться», не создавая подушку безопасности на будущее.

Поэтому, в 2004 году было принято решение о создании Стабилизационного фонда, куда направлялись дополнительные нефтегазовые доходы, возникающие при опережении рыночной ценой нефти ее расчетной цены (цена отсечения), заложенной в бюджет. Позже, в 2008 году, Стабилизационный фонд был разделен на два фонда: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Сверхдоходы от нефти поступали в Резервный фонд, а, после его достижения 7% ВВП, шли в Фонд национального благосостояния.

С 2012 года «бюджетное правило» получило официальный статус (был принят соответствующий законопроект). Согласно ему, помимо перечисления «лишних» денег в Резервный фонд, объем дефицита бюджета России не должен превышать 1% ВВП.

Когда, в 2014 году, цены на нефть резко упали, утащив за собой курс рубля, «бюджетное правило», направленное на сдерживание бюджетных расходов, потеряло свой смысл (сверхдоходы исчезли). В 2016 году его действие было приостановлено. В сентябре 2016 года глава Минфина РФ Алексей Улюкаев заявил, что новое «бюджетное правило» заработает в 2020 году.

Несмотря на очевидные преимущества введения «бюджетного правило» и необходимость его применения для любой страны, чьи доходы зависят от колебаний цен на один или несколько товаров, у него есть довольно много критиков. Их аргументы против «правила» можно сводятся к следующему.

Сверхдоходы от нефти можно было бы направить на стимулирование совокупного спроса (кейнсианский мотив), в частности на улучшение инфраструктуры и повышение доступности финансовых ресурсов для бизнеса. Сейчас же, практически все резервы, накопленные в фондах, хранятся в долларах, евро и американских ценных бумагах, что финансирует экономику Запада, причем под низкий процент. Наши же предприниматели вынуждены брать кредиты в банках под высокий процент, что отрицательно сказывается на динамике инвестиций.

Уверен, что многие слышали про механизм бюджетного правила в России, однако далеко не все понимают, что же это такое, как работает и зачем нужно. Разбираемся.

Что такое бюджетное правило?

Бюджетное правило – это механизм, накладывающий продолжительные ограничения на бюджетную политику при помощи количественных лимитов на бюджетные показатели. Звучит витиевато, правда? Проще говоря, это правило, определяющее порядок действий с бюджетом в зависимости от каких-либо факторов. Во многих сырьевых странах бюджетное правило используется для снижения зависимости экономики от колебаний цен на энергоносители.

Если немного затронуть историю бюджетного правила в России, то можно вспомнить 2004 год, когда был создан стабилизационный фон, пополняемый доходами от продажи нефти, если ее цена превышала отметку в $20 за баррель (позже планка постепенно поднималась). Одними из главных задач подобных действий были: избавление курса рубля от прямой привязки к нефтяным ценам, а также формирование «кубышки на черный день».  Далее в 2008 году стабилизационный фонд разделили на резервный и Фонд национального благосостояния (ФНБ).

Стоит отметить, что механизм бюджетного правила достаточно неплохо зарекомендовал себя в мировой практике. Ярким примером грамотного использования бюджетного правила является Норвегия, которая задействует его уже более 30 лет и сумела накопить «подушку ликвидности» в $1 трлн. Думаю, что многим известен знаменитый Норвежский фонд, показывающий великолепную доходность при инвестировании накопленных средств.

Бюджетное правило в России

В своем финальном виде бюджетное правило в России существует с 2018 года. Итак, согласно данному правилу, все сверхдоходы, полученные от продажи нефти (марки Urals) направляются в ФНБ. Сверхдоходы – это поступления в бюджет (пошлины, налоги, сборы) от продажи нефти по цене выше $40 за баррель на 2017 год. При этом, каждый год происходит индексация цены на 2%. То есть, сейчас «цена отсечения» нефти Urals по бюджетному правилу составляет $42,4 за баррель.

Фактически, при цене Urals выше $42,4 за баррель Центральный Банк России покупает валюту на открытом рынке в размере сверхдоходов для российского Минфина, которые потом направляются в ФНБ. Причем объемы покупки валюты весьма значительны. За один лишь 2018 год было куплено валюты на 4,2 трлн руб. Логика понятна: берутся рубли и конвертируются в валюту на сумму сверхдоходов.

Если же цена нефти опускается ниже $42,4 за баррель (в 2020 году), то запускается обратный процесс. Начинаются продажи валюты для поддержания курса рубля. С марта 2020 года именно это и происходит из-за обвала нефтяных цен. Только с 10 марта по 29 мая ЦБ РФ продал валюты на 756 млрд руб.

Зачем нужно бюджетное правило в России?

Казалось бы, а какой вообще смысл где-то складывать заработанные средства, да еще и ослаблять курс рубля конвертацией в валюту? На самом деле смысл есть. Все дело в том, что благодаря бюджетному правилу удалось в значительной мере избавиться от привязки курса рубля к нефтяным ценам – достичь определенной стабильности. Важно понимать, для иностранных инвесторов, покупающих российские активы, крайне важно быть уверенными в стабильности курса валюты. Таким образом, бюджетное правило помогает сделать курс национальной российской валюты более прогнозируемым, а также привлечь иностранных инвесторов в российскую экономику.

Очевидно, что стабильность работает в обе стороны. Во время резкого падения нефтяных цен бюджетное правило позитивно сказывается на курсе рубля, однако во время роста цен на энергоносители ситуация обратная. Впрочем, для тех же российских экспортеров даже выгоден относительно-слабый рубль. Конечно, при недавних нефтяных ценах по $60-70 за баррель без бюджетного правила рубль был бы намного крепче, однако повторюсь: стабильность намного лучше, чем резкие колебания, вызванные настроениями на нефтяном рынке.

Естественно, одним только рублем дело не ограничивается. Полученные сверхдоходы поступают в ФНБ, благодаря чему создается «подушка ликвидности на черный день». Фактически, благодаря бюджетному правилу предельный объем расходов федерального бюджета РФ не может превышать суммы базовых нефтегазовых доходов (по цене на нефть в $42,4 за баррель в 2020 году), ненефтегазовых доходов, а также расходов по обслуживанию госдолга. Таким, образом, бюджетное правило является защитой от чрезмерных расходов государственного бюджета.

Когда можно использовать средства ФНБ?

Конечно же, полученные средства не будут вечно находиться в ФНБ. Есть ряд условий, при которых деньги оттуда можно «достать». В частности, такое возможно в случае снижения нефтяных цен ниже «отсечки». Если объем ФНБ уходит ниже 5% от ВВП, то предельный объем его использования не может превышать 1% ВВП. По состоянию на 01.06.2020 объем ФНБ равен 10,7% от ВВП РФ.

Используются ФНБ не только для поддержания курса рубля, то также и для исполнения социальных расходов перед гражданами. Кроме того, возможно инвестирование средств в некоторые национальные проекты для развития экономики.

Критика российского бюджетного правила

У механизма бюджетного правила есть множество противников. Многие эксперты критикуют текущий механизм из-за его жесткости. Речь идет о цене отсечения, а также негативном влиянии на экономический рост. В спокойные времена бюджетное правило действительно может существенно сдерживать рост экономики. Фактически, деньги, которые могли пойти на инвестиции внутри страны, просто лежат «без дела». Сказывается эффект и на социальном развитии, которое могло бы быть более эффективным в отсутствие режима «жесткой экономии».

К примеру, глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин не раз говорил, что считает целесообразным поднять цену отсечения до $45 и направить дополнительные доходы в экономику.

Помимо этого, есть и другие проблемы. Так, параметры, при которых осуществляется приостановка покупки валюты прописаны не слишком четко, и ЦБ уже несколько раз останавливал процесс. Кроме того, эффективность управления средствами ФНБ крайне далека от оптимальной.

Приостановка бюджетного правила

В текущий кризисный период приостановка либо смягчение параметров бюджетного правила становится наиболее актуальным вопросом. Действительно, экономика ушла в рецессию и ей нужны дополнительные вливания. В ФНБ копили средства именно на «черный день», который сейчас и наступил. В подобных условиях жесткая бюджетная политика имела бы серьезные негативные последствия для экономики, страдающей в период кризиса.

В июле 2020 года стало известно, что Минфин РФ официально подтвердил свое намерение отступить от бюджетного правила в части предельного уровня расходов до конца 2021 года. При этом, отмечается, что цена отсечения и сам механизм меняться не будут, однако Минфин объявил, что несмотря на недавнее превышение цены Urals своей «отсечки», пока продажи валюты будут продолжаться, хоть и в меньшем объеме. Ожидается, что прекращение продажи валюты состоится при цене нефти около $50 за баррель.

Подведем итог

Итак, основными целями бюджетного правила являются:

  • Избавление курса рубля и других экономических показателей от привязки к нефтяным ценам
  • Поддержание макроэкономической стабильности
  • Привлечение иностранных инвестиций
  • Сохранение «подушки ликвидности» для кризисных периодов
  • Контроль уровня государственных расходов

При этом, бюджетное правило критикуют за то, что оно:

  • Сдерживает экономический рост при подъеме нефтяных цен
  • Сокращает уровень средств, направляемых на социальные нужны
  • Не слишком четко регламентировано в отношении параметров приостановки действия
  • Не позволяет эффективно использовать накопленные средства. Эффективность управления средствами российского ФНБ на данный момент не слишком высока

В итоге, несмотря на множество противников и сторонников бюджетного правила, а также ряд явно спорных параметров его использования, именно данный механизм позволил государству сберечь курс рубля от обвального падения в период текущего коронавирусного кризиса. При этом, продолжение следования жесткой бюджетной политике явно негативно скажется на экономике. Именно поэтому решено смягчить параметры бюджетного правила вплоть до 2022 года.

Вполне возможно, что для достижения экономического роста необходимы и более кардинальные смягчения механизма, однако сам факт целесообразности его использования находит подтверждение не только в российской, но и в зарубежной экономической практике. Проще говоря, ничего лучшего для сырьевых экономик еще не придумано. Естественно, нужно стремиться к уходу от нефтяной зависимости экономики в целом, достичь ее структурной перестройки, повысить эффективность и т.д., однако это уже совсем другая история.

Автор: Алексей Соловцов

Вам может быть интересно:

Базовые знания о финансах и рынках:

  • Может ли брокер украсть ваши деньги и акции?
  • Как торговать на падающем рынке?
  • «Buy the rumor, sell the fact». Почему инвесторы «покупают на слухах и продают на фактах»?
  • «Sell in May and Go Away». Почему на фондовом рынке продают в мае и покупают в октябре?
  • Как не потерять деньги на бирже? Семь главных правил
  • Какие права и возможности дают инвестору различные пакеты акций компании?
  • Показатель ROE (рентабельность капитала). Что это такое и зачем нужно?
  • Отличия инвесторов и спекулянтов. Кто больше зарабатывает и кем лучше быть?
  • Зачем ЦБ РФ снижает ключевую ставку, и кто от этого страдает?
  • Маржинальная торговля и кредитные плечи. Что это и зачем?
  • Что такое дюрация облигаций и зачем она нужна? Просто о сложном
  • Зачем компании выкупают свои акции? Buyback: хорошо это или плохо?
  • Как заработать на IPO? Стратегия инвестирования в первичные размещения акций
  • Аттестат ФСФР и квалифицированный инвестор. Инструкция по сдаче экзамена
  • Что такое конвертируемые облигации и стоит ли их покупать?
  • Где используются «основные» металлы: золото, серебро, палладий, платина, медь, никель…?
  • Кредитные рейтинги от Standard & Poor’s. Что это такое и как использовать?
  • Что такое индексы деловой активности PMI и как их использовать?
  • Используем рыночную неэффективность при дивидендных отсечках

Фундаментальные обзоры эмитентов:

  • Фундаментальный анализ акций Аэрофлота или «туманное будущее»
  • Фундаментальный анализ акций Петропавловска или «новинка на бирже»
  • Фундаментальный анализ акций Сбербанка или «уже не тот»
  • Анализ АФК «Системы. Инвестиции в будущее или «долговая яма»?
  • Инвестиционный анализ «Обуви России». МФО или будущее обувного ритейла?
  • Фундаментальный анализ акций МТС. «Стабильность – признак мастерства»
  • Фундаментальный анализ акций «Интер РАО». Фаворит в секторе
  • Фундаментальный анализ акций «ФСК ЕЭС». Понятная история
  • Фундаментальный анализ акций Татнефти. Стабильность и дивиденды
  • Фундаментальный анализ привилегированных акций Башнефти или «вера в чудо»
  • Фундаментальный анализ акций Алросы или слишком много «против»
  • Фундаментальный анализ акций Ростелекома или «возвращение к жизни»
  • Фундаментальный анализ акций Новатэка или «за все хорошее надо платить»
  • Фундаментальный анализ акций «Mail.Ru Group» или «есть куда расти»
  • Краткий анализ акций Zoom Video или «стойкость к вирусам»
  • Инвестиционный анализ «TCS Group» или «это уже не банк»