Женщина должна соблюдать пост в месяц Рамадан, так же как и мужчина. Только ей нужно более тщательно следить за своим языком, не сплетничать, не сквернословить. Нельзя забывать, что месяц Рамадан — это месяц очищения от грехов. И несдержанность нашего языка может испортить нам пост, считает заведующий организационным отделом Управления мусульман Кавказа Хаджи Фуад Нурулла.

“Пост разрешено не соблюдать во время беременности и лактации, если голодание может нанести вред здоровью матери или здоровью ребенка. В подобных ситуациях надо проконсультироваться у специалиста, — сообщил азербайджанскому изданию Trend Life теолог. — В случае если пост нанес вред здоровью матери, тогда при выздоровлении она не должна выплачивать штраф в один мудд (650 грамм) пшеницы, если же она пропустила пост из-за риска причинить вред здоровью ребенка, тогда необходимо восстановить пропущенные дни поста, и желательно до наступления следующего месяца Рамадан. Если пост был пропущен из-за риска болезни ребенка, то женщине необходимо вместе с возмещением пропущенного поста выплатить и один мудд за каждый пропущенный день”.

По словам Хаджи Фуада Нуруллы женщина в месяц Рамадан имеет шанс получить особое вознаграждение от Всевышнего Аллаха и Его милость.

” Помогая всем членам своей семьи вовремя проснуться, чтобы успели до утреннего намаза принять пищу, готовя еду для ифтара для всех домочадцев, женщина получает особую милость Всевышнего. По преданию, если женщина накормит постящегося, она получит такое же вознаграждение, какое получит этот постящийся”.

При всем обилии литературы о мусульманском посте, статей и книг остаются открытыми некоторые моменты особенностей женского поста. Чтобы прояснить их Trend Life обратился к ахунду мечети “Тезе Пир” Хаджи Фаизу Нагизаде.

— Можно ли постящейся женщине краситься и душиться благовониями?

Это не запрещено, но лучше воздержаться. В принципе, женщина может всегда краситься, душиться и одевать драгоценности, но только ради мужа, а не для того, чтобы привлекать внимание других мужчин. Кстати, во время поста женщина в течение некоторых дней в силу природных обстоятельств освобождена от поста (“критические дни”), но должна возместить эти дни после праздника Рамадан.

— Можно ли, домохозяйке или повару при приготовлении пищи пробовать еду?

Пробовать пищу можно, но не проглатывать, а выплевывать. Если же пища проглатывается по забывчивости или несознательно, то орудж не считается прерванным.

Некоторые супружеские пары во время месяца Рамадан категорически отказываются от интимных отношений. Правильно ли это?

Естественно, что время поста это недопустимо, но после вечернего разговенья до утреннего намаза интимные отношения разрешаются, но с условием полного омовения до утренней молитвы”.

Распространенные ошибки женщин во время поста

1. Некоторые женщины не придерживаются рекомендуемых действий и поминаний, которые следует произносить перед обязательной молитвой и после нее, и ограничиваются лишь самими обязательными молитвами, причем иногда читают их поспешно и без должного благоговения.

2. Некоторые женщины прекращают пост, едва почувствовав, что исходит менструальная кровь, но, не увидев ее, что является неправильным.

3. Некоторые женщины ошибочно думают, что запрещено пробовать пищу во время поста.

4. Некоторые женщины полагают, что, если они очистились от кровотечения после менструации или родов, пост не засчитывается до тех пор, пока они не совершат полное омовение.

5. Некоторые женщины удерживаются от контактов с мужем и ночью под предлогом того, что половая близость полностью запрещена в Рамадан, но это неверно: близость допускается ночью вплоть до рассвета.

6. Некоторые женщины часто гневаются, бывают вспыльчивыми, кричат по малейшему поводу, бьют детей, бранят и даже проклинают их; если же спросить их, почему они так сердиты, то они ссылаются на пост; но это неправильно, ибо пост усмиряет душу и приучает к терпению.

7. Некоторые женщины проводят большую часть времени на кухне, зачастую пропуская из-за этого молитву.

8. Некоторые женщины намеренно часто ходят по магазинам, проводя таким образом время после разговения, делая покупки и посещая вечеринки, устраиваемые вне дома.

9. Некоторые женины не заставляют своих дочерей поститься, когда те достигают менструальной зрелости; дни Рамадана проходят у них без поста под предлогом того, что они еще маленькие и пост может их утомить.

10. Некоторые женщины принуждают детей (мальчиков и девочек), достигших десятилетнего возраста, к отказу от поста под предлогом того, что им нужно сдавать экзамены и пр.

Прием пищи необходимо прекратить до того, как начнет светать, до первых очевидных признаков приближения рассвета:

«…Ешьте, пейте, пока не станете отличать белую нить от черной [пока не появится на горизонте разделительная черта между приходящим днем и уходящей ночью] на рассвете. А после поститесь до ночи [до захода солнца, воздерживаясь от приема пищи, питья и интимных отношений с супругой (супругом)]…» () .

Если в том или ином городе нет мечети и человек не может найти местного расписания соблюдения поста, тогда для большей уверенности лучше завершить сухур не позже чем за полтора часа до восхода солнца. Время восхода можно найти в любом отрывном календаре.

О важности утреннего приема пищи свидетельствуют, например, следующие слова пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Принимайте пищу перед рассветом [в дни поста]! Воистину, в сухуре — Божья благодать (баракят)!» . Также в достоверном хадисе сказано: «Есть три практики, применение которых придаст человеку сил для соблюдения поста (ему в итоге хватит сил и энергии держать пост): (1) поесть, а потом уже пить [то есть во время еды много не пить, не разбавлять желудочный сок, а попить уже после того, как появится чувство жажды, минут через 40-60 после приема пищи] , (2) поесть [не только вечером, разговляясь, но и] ранним утром [до азана на утреннюю молитву], (3) поспать днем (вздремнуть) [примерно 20-40 или более минут в промежутке между 13.00 и 16.00]» .

Если человек, намеревавшийся поститься, не поест до рассвета, то это никак не влияет на действительность его поста, но он потеряет некоторую часть саваба (вознаграждения), ибо не совершит одно из действий, входящих в Сунну пророка Мухаммада.

Ифтар (вечерний прием пищи)
желательно начинать сразу после захода солнца. Откладывать его на более позднее время нежелательно.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Моя умма будет пребывать в достатке до тех пор, пока не начнет откладывать разговение на более позднее время и совершать сухур с ночи [а не под утро, специально вставая до начала времени утренней молитвы]» .

Разговение желательно начинать с воды и нечетного количества свежих или сушеных фиников. Если фиников нет, то ифтар можно начать с чего-то сладкого или выпить воды. Согласно достоверному хадису, пророк Мухаммад до совершения вечерней молитвы начинал разговение со свежих или сушеных фиников, а если их не было, то — с простой воды .

Дуа № 1

Транскрипция:

«Аллаахумма лякя сумту ва ‘аляя ризкыкя афтарту ва ‘аляйкя таваккяльту ва бикя аамант. Йа вааси‘аль-фадли-гфир лий. Аль-хамду лил-ляяхил-лязии э‘аанани фа сумту ва разакани фа афтарт».

اَللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ عَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَّلْتُ وَ بِكَ آمَنْتُ. يَا وَاسِعَ الْفَضْلِ اغْفِرْ لِي. اَلْحَمْدُ ِللهِ الَّذِي أَعَانَنِي فَصُمْتُ وَ رَزَقَنِي فَأَفْطَرْتُ

Перевод:

«О Господи, я постился для Тебя (ради Твоего довольства мною) и, используя Твои блага, разговелся. На Тебя надеюсь и в Тебя верю. Прости меня, о Тот, Чья милость безгранична. Хвала Всевышнему, Который помог мне поститься и накормил меня, когда я разговлялся» ;

Дуа № 2

Транскрипция:

«Аллаахумма лякя сумту ва бикя ааманту ва алейкя таваккяльту ва ‘аля ризкыкя афтарту. Фагфирли яй гаффару ма каддамту ва ма аххарту».

اَللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ بِكَ آمَنْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَّلْتُ وَ عَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ. فَاغْفِرْ لِي يَا غَفَّارُ مَا قَدَّمْتُ وَ مَا أَخَّرْتُ

Перевод:

«О Господи, я постился для Тебя (ради Твоего довольства мною), уверовал в Тебя, положился на Тебя и совершил разговение, используя дары Твои. Прости мне прошедшие и последующие прегрешения, о Всепрощающий!»

Во время разговения верующему желательно обращаться к Богу с какой-либо мольбой или просьбой, причем он может просить Творца на любом языке. В достоверном хадисе говорится о трех молитвах-ду‘а (мольбах), которые Господь непременно принимает. Одной из них является молитва во время разговения, когда человек завершает день поста .

Скажите, пожалуйста, как правильно начинать прием пищи в священный месяц Рамадан? Индира.

Вода, финики, фрукты.

Имам мечети, в которой я совершаю коллективную молитву, сказал, что прием пищи необходимо прекратить после призыва на утреннюю молитву, а остаток пищи, который находится во рту на момент призыва, необходимо выплюнуть и прополоскать рот. В том месте, где я живу, слышно призывы одновременно из нескольких мечетей, с интервалом времени от 1 до 5 минут. Насколько принципиально прекратить прием пищи с того момента, как я услышал первый призыв? И если были допущены подобного рода упущения, необходимо ли восполнить пост? Гаджи.

Восполнять пост не нужно. Расчет в любом случае примерный, а в аяте на этот счет сказано:

«…Ешьте, пейте, пока не станете отличать белую нить от черной [пока не появится на горизонте разделительная черта между приходящим днем и уходящей ночью] на рассвете. А после поститесь до ночи [до захода солнца, воздерживаясь от приема пищи, питья и интимных отношений с супругой (супругом)]» (см. ) .

В дни поста прекращайте прием пищи с началом азана из любой местной мечети, включая те, где на 1-5 минут позже.

Мой друг во время поста ел с вечера и на сухур не вставал. Разве его пост правилен с точки зрения канонов? Ведь насколько я знаю, нужно проснуться до восхода Солнца, проговорить намерение и принять пищу. Вильдан.

Утренний прием пищи желателен. Намерение — это, в первую очередь, вознамеренность сердцем, мысленный настрой, и реализовано оно может быть с вечера.

До которого часа можно принимать пищу утром? В расписании есть Фаджр и Шурук. На что ориентироваться? Арина.

Необходимо прекратить есть примерно за полтора часа до рассвета. Вы ориентируетесь по времени Фаджр, то есть по началу времени утренней молитвы.

Во время Рамадана так получилось, что я, то ли не услышал будильник, то ли он не сработал, проспал сухур. Но проснувшись на работу, я проговорил намерение. Скажите, пост, соблюденный таким образом, засчитывается? Арслан.

С вечера вы собирались встать утром и поститься, а значит, имели сердечное намерение. Наличия этого достаточно. Словесное намерение лишь дополнение к намерению сердцем, в мыслях.

Почему пост начинается раньше утреннего азана? Если после имсака и до азана принял пищу, действителен ли пост? Если нет, то почему? Омар.

Пост действителен, а запас времени (прописываемый в некоторых расписаниях) — для подстраховки, но канонической необходимости в нем нет .

Зачем на всех сайтах пишут время «имсак», причем всегда разное, хотя все ссылаются на хадис о том, что даже во время азана на утренний намаз Пророк разрешал дожевывать? Гульнара.

Имсак — желательная граница, в отдельных случаях очень желательная. Лучше прекратить пост за час и двадцать минут либо полтора часа до восхода солнца, указываемого в обычных отрывных календарях. Граница, которую нельзя переступать, — азан на утреннюю молитву, время которого указано в любом местном расписании намазов.

Мне 16 лет. Я первый раз держу уразу и многого еще не знаю, хотя с каждым днем нахожу для себя что-то новое об Исламе. Сегодня утром я проспала дольше обычного, проснулась к 7 утра, не произнесла намерения, меня мучили угрызения совести. И еще приснился сон, что я соблюдаю пост и приняла пищу раньше времени. Может, это какие-то знаки? Вот уже целый день не могу прийти в себя, на душе как-то тяжело. Нарушила ли я пост?

Пост не был нарушен, ведь вы намеревались поститься в этот день, и знали об этом с вечера. Произносить намерение лишь желательно. А тяжело на душе или легко зависит в значительной степени от вас самой: важно не то, что происходит, а то, как мы к этому относимся. Верующий относится ко всему позитивно, с энтузиазмом, заряжает других энергией, оптимизмом и никогда не теряет надежду на Божью милость и прощение.

У меня возник спор с приятелем. Он принимает сухур после утренней молитвы и говорит, что это позволительно. Я попросил его привести доказательство, но ничего внятного от него не услышал. Объясните, если вас не затруднит, можно ли принимать пищу после наступления времени утренней молитвы? И если да, то до какого периода? Мухаммад.

Такого мнения нет и никогда не было в мусульманском богословии. Если человек намеревается поститься, то крайним сроком приема пищи является азан на утреннюю молитву Фаджр.

Я держу священный пост. Когда наступает время четвертой молитвы, я сначала пью воду, кушаю, а потом иду молиться… Мне очень стыдно, что я сначала не молюсь, но голод берет вверх. Большой ли грех я совершаю? Луиза.

Нет греха, если время молитвы не вышло. А выходит оно с наступлением времени пятой молитвы.

Действителен ли пост, если я поел в течение 10 минут после азана на утреннюю молитву-намаз? Магомед.

Придется восполнить его одним днем поста после месяца Рамадан.

У нас молитву читают до того, как начинают разговляться, хотя у вас на сайте написано, что она читается после ифтара. Как быть? Farangis.

Если вы имеете в виду молитву-намаз, тогда первым делом следует попить воды, затем помолиться и уже после этого садиться есть. Если же вы говорите о молитве-ду‘а, то ее можно читать в любое время и на любом языке.

Подробнее об отсутствии канонической необходимости заблаговременного прекращения приема пищи (имсак) до азана на утреннюю молитву, что местами практикуется сегодня, см., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 312, 313.

Хадис от Анаса, Абу Хурайры и др.; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи, ат-Тирмизи и др. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 197, хадис № 3291, «сахих»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 312, хадис № 557; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 631.

Смысл в том, что в соответствии с Сунной человек во время, например, вечернего разговения первым делом пьет воду и может съесть несколько фиников. Затем совершает вечернюю молитву-намаз и уже после ест. Первое питье воды после дня поста промывает желудочно-кишечный тракт. Кстати, очень полезно пить натощак теплую воду с разбавленным в ней медом. В хадисе рекомендуется пищу (потребляемую после совершения вечерней молитвы) особо не разбавлять водою. Одновременное обильное питье и потребление еды ведет к затруднению пищеварения (снижается концентрация желудочного сока), несварению, порой к изжоге. В период поста это влечет за собой неудобства, связанные с тем, что вечерняя еда не успевает перевариться, и человек после этого либо не ест ранним утром, так как не испытывает голода, либо ест, но получается «еда на еду», что в еще большей степени затрудняет процесс переваривания пищи и не приносит ожидаемой пользы.

Хадис от Анаса; св. х. аль-Барраза. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 206, хадис № 3429, «хасан».

Хадис от Абу Зарра; св. х. Ахмада. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 579, хадис № 9771, «сахих».

Хадис от Анаса; св. х. Абу Дауда, ат-Тирмизи. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 437, хадис № 7120, «хасан»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 314, хадис № 565, 566; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 632.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 632.

Приведу полный текст хадиса: «Есть три категории людей, мольба которых не будет отвергнута Богом: (1) постящийся, когда разговляется, (2) справедливый имам (предстоятель в молитве, духовный наставник; руководитель, государственный муж) и (3) притесненный [незаслуженно обиженный, униженный]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, ат-Тимизи и Ибн Маджа. См., например: Аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири: В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламийя, 2001. Т. 1. С. 296, хадис № 513; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 213, хадис № 3520, «хасан».

Руководитель отдела дагвата Нияз хазрат Сабиров проведал журналисту сайта «Исламский портал» о месяце Рамадан и проинформировал о том, какие бывают условия поста, какие действия запрещены и разрешеныво время уразы, и какое должно быть намерение у мусульман после разговения

-Нияз хазрат, что подразумевает собой месяц Рамадан?


Месяц Рамадан является месяцем прощения и милости, взаимопомощи и поддержки, изобилия и достатка, и за поклонение, совершенное в этом месяце, дается большее вознаграждение, чем за поклонение, совершенное в любом другом месяце года.

Досточтимый Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы люди знали все достоинства месяца Рамадан, то они бы пожелали, чтобы он длился целый год»
(имам Табарани, Байхаки).

Пост в месяце Рамадан является одним из столпов Ислама, т.е. одной из обязанностей, возложенных на каждого мусульманина Всевышним Аллахом. В Благородном Куръане сказано: «О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же, как он был предписан тем, кто был до вас, может быть, вы будете богобоязненны» (Сура «Бакара», 183 аят).

Пост (саум) в переводе с арабского означает «воздержание». Пост – это не только воздержание от еды и питья, но и воздержание от грехов, совершаемых языком и другими частями тела. Не следует говорить о ком-либо плохо, делать дурные поступки, а, наоборот, в этом месяце следует стараться совершать как можно больше добра.

Досточтимый Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-то из вас постится, то пусть не сквернословит и не шумит. А если кто-то оскорбит его, то пусть скажет: «Поистине, я пощусь» (Муслим). «Тот, кто соблюдает пост в месяц Рамадан с искренней верой и надеждой достичь награды Аллаха, то все его прошлые грехи будут прощены» (Бухари, Муслим).

–Когда начнется этот Священный месяц?

На основании решения Совета Улемов ДУМ РТ время начала священного месяца Рамадан в 2018 году приходится на16 мая, а первый таравих намаз будет совершен 15 мая, данный намаз будет совершаться в мечетях Татарстана в количестве 20 ракаатов.

–Какая сумма садака установлена в этом году?

–Для выплаты закята Советом Улемов был установлен размер нисаба – 210 000 рублей (по золоту). Для выплаты фитр-садака установлен размер нисаба – 18000 рублей (по серебру), размер фитра-садака (закят аль-фитр – милостыня разговения) – при расчете на ячмень 100 руб., а по изюму 600 руб. Выбор размера садака остается за плательщиком.

В качестве искупления за невозможность держать пост по состоянию здоровья и при невозможности восполнить его в другой день установлена фидия – за каждый пропущенный день минимум 200 рублей. В случае неспособности выплатить данную сумму обязательность ее спадает

–Расскажите, пожалуйста, какие существуют условия обязательные условия поста?

–Первое и самое основное условие поста является то, что каждый мусульманин должен его соблюдать от начала до конца месяца. Второе, постящийся должен быть совершеннолетним и в здравом уме. И третье, иметь возможность для соблюдения поста и находиться у себя дома.

–Кому можно не поститься в месяц Рамадан?

–Ребенку, умалишенному и человеку, потерявшему сознание, необязательно соблюдать пост, так как эти лица не в состоянии выполнять предписания. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “С трех людей поднято перо (не записываются поступки): с ребенка, не достигшего совершеннолетия; с потерявшего рассудок, пока не придет в себя; со спящего, пока не проснется” (Бухари).

Для больных и путников соблюдение поста не является фардом, но если они будут поститься, их пост считается действительным. В случае несоблюдения поста им в дальнейшем нужно возместить все эти дни.

Также соблюдение поста не является фардом для пожилых людей, которые вследствие возраста не могут поститься, женщинам в состоянии хайда и нифаса, беременным женщинам и кормящим матерям, если они опасаются, что пост может повредить им или ребенку. Пожилые люди должны выплачивать фидию, а остальные должны возместить пропущенные дни. Чтобы путник мог воспользоваться разрешением не соблюдать пост, его путь должен составлять не менее 100 км., при котором дозволяется сокращение намаза.

–Какие условия нарушают пост?

–Проглатывание пищи или лекарства размером с горошину, проглатывание одной капли воды или лекарства, половая близость.

–Что является сунной для постящегося?

–Прием пищи до начала рассвета. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Принимайте пищу перед рассветом, ибо в сухуре есть благодать» (Бухари).

Угощение тех, кто соблюдал пост, угощение бедных и нуждающихся. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто накормит постящегося человека, тот обретет столько же вознаграждений. При этом вознаграждение постящегося человека не уменьшится» (Бухари).

Чтение Благородного Куръана, зикров и салаватов. Во время Рамадана Пророк (мир ему и благословение Аллаха) каждую ночь встречался с ангелом Джибрилем (мир ему) и читал вместе с ним Куръан (Бухари).

Сразу после захода солнца приступить к разговению.

–Есть ли какие-то действия, которые порицаются во время поста?

– Не допускается пустословие и сквернословие. Не разрешено нырять и купаться в воде. Что-либо пробовать на вкус или жевать, так как это может привести к нарушению поста. Нельзя целоваться в губы, держать уразу без разговения 2 дня подряд и поститься, зная, что это приведет к осложнению болезни.

–А какие действия разрешено совершать?

Можно пробовать приобретаемый товар на вкус (главное, следить, чтобы ничего не было проглочено). Разрешено прожевывать пищу для ребенка, накладывать сурьму на глаза, смазывать маслом усы или бороду, чистить зубы сиваком. Является дозволенным и процедура кровопускания, и лечение пиявками. Допустимо совершать полное омовение.

–Что еще нужно для того, чтобы пост принялся Аллахом?

–Самое главное – правильно выстроенное намерение. Если постящийся, не произнеся соответствующих слов, вознамерится в сердце поститься на следующий день, его пост будет правильным.

Поощряется произносить намерение следующими арабскими словами:

Нэуэйту ан эсуума саума шэхри рамэдаана минэль фэджри иляль мэгъриби хаалисан лилляхи тэ»ааля.

Перевод: «Ради Всевышнего Аллаха я искренне намерился соблюдать пост месяца Рамазан от рассвета до заката».

Разговение после захода солнца солью, кусочком еды или водой является сунной. Поощряется также разговение такими плодами, как финики.

После разговения читается следующая молитва:

Аллахумма ляка сумту уа бика эмэнту уа «аляйка тауаккальту уа «аля ризкыйкя афтарту фагъфирли йээ гаффээру ма каддамту уа ма аххарту.

Перевод: «О Аллах, только ради Тебя я постился, в Тебя уверовал, на Тебя положился и Твоим питанием разговелся. О Прощающий, прости мои прошлые и будущие грехи».

Материал подготовила: Эльвира Маликова

Количество показов: 1318

Священный месяц Рамадан — это месяц благих дел, чтения Корана, ночных и дополнительных
намазов, проявления высоких нравственных качеств и совершения благодений. В это
время наши души ощищаются и наполняются светом веры в Аллаhа.

Пост

Одной из особенностей месяца Рамадан является пост (Ураза, Ораза, Марх) – الصوم
, который является обязательным для каждого мусульманина и длится 29 или 30 дней. В это время правоверные от рассвета (фаджр) и до заката (магриб) воздерживаются от еды, питья, сквернословия, вредных привычек, супружеской близости и посвящают себя молитвам и совершению благих дел. Мусульмане знают, что все дела оцениваются по намерениям. Именно поэтому, прежде, чем начать пост, необходимо сделать намерение – ният.

“Я намереваюсь держать пост в этот месяц Рамадан ради Аллаhа”, — произносят на разных языках мусульмане всего мира, а затем постятся от первого проблеска зари и до захода солнца.

Чтобы пост не был нарушен, необходимо очень внимательно соблюдать все предписания ислама и помнить, что Рамадан – это не просто отказ от еды и питья. Это духовное очищение, воздержание от плохих поступков и плохих мыслей – воспитание своего духа (нафса) и полное поклонение Творцу. Постящийся продолжает вести свой обычный образ жизни: ходит на работу, учёбу, выполняет свои социальные обязанности, но, в первую очередь, посвящает больше времени чтению Корана и дуа (молитвам).

Ошибочно полагать, что во время поста днём можно отдыхать, а ночью — трапезничать. Конечно, разумно снизить физические нагрузки, насколько это возможно. Например, отказаться от похода в спортзал или спортивных игр. Но, в целом, пост вовсе не означает пассивность, скорее наоборот — мусульманин стремится совершить как можно больше благих дел в этот священный месяц: помочь нуждающимся, накормить постящихся, навестить больных, принять участие в благотворительных мероприятиях или организовать их. Именно поэтому Рамадан – период, когда нужно успеть сделать как можно больше благодеяний
, чтобы оставиь мало времени на сон.

Сухур

Сухур — это утренний прием пищи перед самим постом в предрассветное время. Сухур обязательно совершать до утреннего намаза (фаджр, иртэ намаз). Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) призывал совершать сухур: «Принимайте пищу перед рассветом [в дни поста]! Воистину, в сухуре — Божья благодать (баракят)!».

Время приема пищи оговорено в Священном Коране:

«…Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи.»

В сухур нужно говорить: «Навайту ан асума савма фард миналь-фаджри иляль-магриби халисан лил-ляхи та‘аля». Перевод: «Я намерился держать пост месяца рамадан от рассвета до заката искренне ради Аллаха». Обязательным условием является намерение или ният в сердце о решимости держать пост.

Ифтар

Ифтар — вечерний прием пищи или разговение. Время ифтара — вечерний намаз (магриб, ахшам намаз), когда солнце село за горизонт, т. е. начинается сразу после захода солнца.

Дуа при ифтаре на арабском:

ذَهَـبَ الظَّمَـأُ، وَابْتَلَّـتِ العُـروق، وَثَبَـتَ الأجْـرُ إِنْ شـاءَ الله .

Транскрипция:

3ахаба-з-зама»у, ва-бталляти-ль-«уруку ва сабата-ль-аджру, ин ша»а-Ллаху.

Перевод:

Ушла жажда, и жилы наполнились влагой и награда уже ждет, если будет угодно Аллаhу.

Также есть другое дуа: «Аллаахумма лякя сумту ва ‘аляя ризкыкя афтарту ва ‘аляйкя таваккяльту ва бикя аамант. Йа вааси‘аль-фадли-гфир лий. Аль-хамду лил-ляяхил-лязии э‘аанани фа сумту ва разакани фа афтарт».

Перевод: «О Господи, я постился для Тебя (ради Твоего довольства мною) и, используя Твои блага, разговелся. На Тебя надеюсь и в Тебя верю. Прости меня, о Тот, Чья милость безгранична. Хвала Всевышнему, Который помог мне поститься и накормил меня, когда я разговлялся»

Что нарушает пост?

1. Пища и питье в любом виде (или то, что может заменить пищу, например энергетические уколы). Также курение.

2. Выход крови через кровопускание.

3. Рвота, вызванная намеренно.

4. Половой акт или намеренное семяизвержение. Также поцелуи, обнимания или разглядывания женщин.

5. Выход крови из-за менструации или послеродового кровотечения.

Случаи, которые не нарушают пост

1. Прием пищи или питье или курение по забывчивости.
2. Непроизвольное семяизвержение.
3. Кровопускание или сдача крови на анализы или в качестве донора.
4. Полоскание рта, промывание носа, принятие ванны, душа, плавание.
5. Уколы по медицинской необходимости.
6. Пробование пищи на вкус без проглатывания (например при готовке).

Кому можно не держать пост

1. Путешественникам. Можно не поститься путнику во время всего путешествия. Путешествием считается отдаление на 80 км (по ханафитскому мазхабу).
2. Больным.
3. Беременным и кормящим грудью.
4. Если есть опасность, например угроза смерти или физических осложнений.

Советы по правильному питанию

1. Избегать переедания или полного наполнения желудка пищей.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил:

«Наихудший сосуд, который может быть наполнен сыном Адама (человеком) – это его желудок. Человеку достаточно есть столько, сколько необходимо для поддержания сил. Если сказать больше, то треть (желудка) – для пищи, треть – для питья и треть – для дыхания»

2. Правильный подбор еды во время ифтара. Избегать жирной, жаренной и сладкой еды. Желательно начать трапезу с жидкой еды, идеально подходят суп, айран и молоко. После следует сделать небольшой перерыв.

3. Включить в рацион фрукты, овощи, орехи. А также продукты богатые клетчаткой и минералами, так как они очень важны для организма.

4. Больше принимать воду. Именно простую воду, а не соки или другие жидкие продукты, так как вода это питательный источник для клеток. Не стоит забывать, что организм состоит на 2/3
из воды, кровь на 90%, мышцы на 75%.

Вниманию читателя предлагается перевод ответа на вопрос относительно принятия пищи во время утреннего азана во время поста, с сайта шейха


Мухаммада Салиха аль-Мунаджида
islam-qa.com


Вопрос
:

Каков хукм принятия еды [в месяце Рамадан] постящимся во время утреннего азана? И как понять хадис Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Если наступит время молитвы, а в руке одного из вас будет [посуда с едой], то пусть он не ставит ее, пока не выполнит свою нужду»?

Ответ
:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Во-первых:
Хадис, который упомянул спрашивающий, не приводится в подобном виде. Его правильная форма: Передается от Абу Хурайры
, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь из вас услышит призыв на молитву, а в это время в его руке будет посуда [с едой], то пусть он не ставит ее, пока не выполнит свою нужду». Хадис привели Ахмад
(10251), Абу Дауд
(2350), а также шейх аль-Альбани
назвал его достоверным в книге «Сахих Абу Дауд». Разъяснение это хадиса учеными будет позже.

Во-вторых:
Постящемуся в месяц Рамадан необходимо воздерживаться от принятия еды с момента наступления истинного рассвета до заката солнца. Таким образом воздержание [от всего нарушающего пост] начинается с рассветом, а не с азаном. Всевышний Аллах сказал: (Сура «Корова», аят 187). Тому, кто будет без сомнений знать о наступлении рассвета обязательно воздержание от пищи. Если у него во рту будет пища, то ему необходимо извлечь ее, не то его пост будет нарушен вместе с попадание еды во внутрь.

Тому же человеку, который не знает точно о наступлении рассвета, можно есть до полной уверенности. Также [можно продолжать есть], если он знает, что муэдзин призывает на молитву раньше положенного срока, или если есть сомнения в том, призывает он на молитву вовремя или раньше времени. В такой ситуации ему можно продолжать есть, однако предпочтительней остановиться с того момента, как он услышит азан.

Что касается упомянутого хадиса, то ученые объяснили, что муэдзин в этом случае призывал на молитву до наступления рассвета.

Имам Ан-Навави
, да смилуется над ним Аллах, сказал в книге «Маджму’»: «Мы упомянули, что человек, узнавший о наступлении рассвета, в то время как у него во рту есть пища, должен выплюнуть ее и продолжать соблюдение поста. Если же он проглотит ее, зная о рассвете, то его пост будет нарушен. В этом нет разногласий. Доводом на это является хадис, передаваемый от Ибн Умара
и Аишы
, да будет доволен ими Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине Биляль
призывает на молитву ночью [то есть, до наступления времени намаза], так ешьте и пейте же до того, пока на молитву не призовет Ибн Умм Мактум
». Хадис передали аль-Бухари
и Муслим
, а в «Сахихе» есть и другие хадисы с подобным смыслом.

Что касается предания от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь из вас услышит призыв на молитву, а в это время в его руке будет посуда [с едой], то пусть он не ставит ее, пока не выполнит свою нужду», а в другом предании: «Муэдзин призывал на молитву при рассвете», то первый из них передал имам Хаким
и сказал: «Это достоверный хадис, соответствующий условиям Муслима». Два этих хадиса также передал Байхаки
и сказал: «Это означает, как говорит большинство ученых, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, знал, что он призывает на молитву до наступления времени намаза, так что питье получалось незадолго до наступления рассвета». Он сказал: «А что касается слов «при рассвете», то есть вероятность, что эти слова были не словами Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, а также, что это предание говорит о втором азане. Таким образом получается, что слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Если кто-нибудь из вас услышит призыв на молитву, а в это время в его руке будет посуда [с едой], то пусть он не ставит ее, пока не выполнит свою нужду» повествуют о первом азане и соответствуют хадисам, переданным Ибн Умаром и Аишей, да будет доволен ими обоими Аллах». Он сказал: «На этом смыслы хадисов совпадают. Вся помощь от Аллаха и Он знает лучше!»

Ибн аль-Кайим
, да помилует его Аллах, упомянул в книге «Тахзибу с-сунан», что некоторые праведные предшественники следовали явному смыслу хадиса, приведенного в вопросе, и дозволяли есть и пить во время утреннего азана [в месяц Рамадан]. Затем он сказал: «Большинство ученых (джумхур) считают, что время сухура заканчивается с рассветом. Это мнение четырех имамов и большинства исламских правоведов. Такое же мнение передается от Умара и Ибн Аббаса
, да будет доволен ими Аллах. Их доводом служит хадис Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «…ешьте и пейте до того, пока на молитву не призовет Ибн Умм Мактум. А он не призывал на молитву, кроме как после наступления рассвета», так передает аль-Бухари. В некоторых других версиях сказано: «Он был слепым человеком и не призывал на молитву, пока ему не говорили: «Наступил рассвет! Наступил рассвет!»». А также джумхур взял доводом слова Всевышнего Аллаха: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи»
, а также слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «ешьте и пейте до того, пока на молитву не призовет Ибн Умм Мактум», а также его слова: «Рассвет бывает двух видов. Что касается первого из них, то он не запрещает есть пищу и не дозволяет совершение [утренней] молитвы. Что же касается второго из них, то он запрещает принимать пищу и дозволяет совершение молитвы». Передал Байхаки в книге «Сунан»».

До нас дошли предания от некоторых праведных предшественников, которые указывают на дозволенность принятия еды постящимся, пока тот не удостоверится в наступлении рассвета. Ибн Хазм
, да помилует его Аллах, привел некоторое количество таких преданий. Из них: «что Умар ибн аль-Хаттаб
, да будет доволен им Аллах, говорил: «Если два человека будут сомневаться в наступлении рассвета, то пусть едят, пока не убедятся в нем».

Передается от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах: «Аллах дозволил пить воду, когда ты сомневаешься, то есть при рассвете…».

Передается, что Макхуль
, да помилует его Аллах, сказал: «Я видел как Ибн Умар взял ведро воды зам-зам и сказал двум мужчинам: «Наступил ли рассвет?». Один из них сказал «Да», а другой сказал «Нет». Тогда Ибн Умар выпил воду».
Ибн Хазм прокомментировал хадис, который был приведен в вопросе, а также схожие с ним предания таким образом: «Все это указывает на то, что они не были убеждены в наступлении рассвета и так хадисы согласовываются с Кораном» (См. книгу «Аль-Махалли» 4367).

Нет сомнений в том, что большинство муэдзинов сегодня опираются в [определении времени молитвы] на часы и рузнама, а не на видение рассвета. Это не считается убежденностью [якын] в том, что наступил рассвет и пост того, кто будет принимать пищу в это время, будет действительным. Хотя лучше и надежнее воздержаться от еды.

Шейха Ибн База
, да помилует его Аллах, спросили: «Каков шариатский хукм относительно поста того человека, который продолжил принимать пищу, услышав азан?» И он ответил: «Верующему необходимо воздержаться от принятия того, что нарушает пост, как еда и питье, когда для него прояснится, что наступил рассвет, если его пост является обязательным, как пост в месяце Рамадан, пост-обет или пост-штраф (кафарат). Всевышний Аллах сказал: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи»
(Сура «Корова», аят 187). Так, если он услышит азан и будет знать, что этот азан бывает точно во время рассвета, то ему необходимо прекратить принятие пищи. Если же муэдзин призывает на молитву до наступления рассвета, то ему не обязательно прекращать принятие пищи и можно есть и пить до того момента, пока он не убедится в наступлении рассвета.

Если же он не знает, призывает ли муэдзин на молитву до наступления молитвы или после нее, то лучше и надежнее прекратить принятие пищи, однако, если он выпьет воду или съест что-либо во время азана, то это ему не повредит, так как он не знает о наступлении рассвета.

Известно, что те, кто живет в городах, освещаемых электрическими лампами, не в состоянии узнать невооруженным глазом о точном наступлении рассвета, поэтому ему желательно предостеречь себя [от попадания в ошибку], следуя азану и расписанию молитв, которые обозначают время наступления рассвета по часам и минутам, следуя хадису Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Оставь то, что вызывает у тебя сомнения и возьмись за то, что сомнений у тебя не вызывает», а также словам Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Тот, кто будет остерегаться сомнительного, тот сохранит свою религию и честь». Аллах обладатель помощи!»

Также был спрошен шейх Ибн Усаймин
, да помилует его Аллах: «Вы сказали, да сохранит вас Аллах, что необходимо завершить принятие пищи сразу после того, как человек услышит азан. Однако, уже несколько лет, некоторые люди продолжают принимать пищу до окончания азана. Каков хукм их действия?» Он ответил: «Азан на утреннюю молитву бывает или до наступления рассвета или после него. Если он будет после него, то необходимо прекратить принятие пищи сразу после того человек услышит азан, так как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине Биляль призывает на молитву ночью [то есть, до наступления времени намаза], так ешьте и пейте же до того, пока на молитву не призовет Ибн Умм Мактум. Поистине он не призывает к молитве пока не наступит рассвет». Если ты знаешь, что муэдзин не призывает к молитве кроме как после наступления времени молитвы, то сразу останови принятие пищи, при звуке азана. Если же муэдзин призывает к молитве опираясь на расписание намазов или на время, то дело в таком случае легче.

Основываясь на этом мы скажем спрашивающему: Вам не обязательно возмещать то, что уже прошло, потому что вы не были убеждены в том, что принимаете пищу после наступления рассвета. Однако в будущем человеку необходимо предостерегать себя и слыша муэдзина прекращать принятие пищи» (См. книгу «Фатава рамадан», стр. 204).

Также шейх, да помилует его Аллах, сказал, обращая внимание на то, что говорят о расписании молитв и его неточности:
«Некоторые люди бросают сомнения относительно точности того расписания молитв, которое мы имеем. Они говорят: «Оно [расписание молитв] опережает рассвет. Мы вышли в пустыню и вокруг нас не было световых ламп, и видели, что рассвет бывает позже [времени, указанного в расписании]». Некоторые из них преувеличили и сказали, что рассвет бывает позже на треть часа».

Однако достоверно, что это неправильное преувеличение. То, что нам проясняется, это то, что расписание, которое есть у людей сейчас, опережает рассвет, в частности, на пять минут. То есть, если ты будешь есть, в то время как он призывает на молитву по расписания, то в этом нет проблем, кроме того случая, когда муэдзин остерегается ошибки и призывает к молитве чуть позже. Некоторые муэдзины, да воздаст Аллах им благом, остерегаются и не призывают к молитве кроме как после истечения пяти минут от времени расписания. А некоторые невежественные муэдзины дают утренний азан раньше времени, думая, что это более надежно для поста. Однако они забывают о том, что проявляют небрежность в том, что более важно, чем пост, а это утренняя молитва. Возможно кто-то совершит утреннюю молитву раньше времени, опираясь на их азан. А если человек совершит молитву раньше времени даже вступительным такбиром, то его молитва не будет засчитана». (См. «Сборник фетв Ибн Усаймина», вопрос №772).