Шахматы для 3 игроков правила

Шахматы для 3 игроков правила

Шахматы для 3 игроков правила

Вариант доски для игры

Шахматы для 3 игроков правила

Шахматы для 3 игроков правила

Шахматы для троих игроков на гексагональной доске с четырёхугольными полями

Шахматы для троих — семейство вариантов шахмат, разработанных специально для игры втроем. Относятся к коалиционным играм. Существует множество вариаций шахмат для троих игроков. Как правило, в них используется нестандартная доска. Например, шестиугольная доска, доска с клетками — правильными треугольниками или трехсторонняя с четырёхугольными клетками, соединяющимися в центре доски особым образом.

Разработка удачных вариантов шахмат (и других игр) для троих игроков особенно сложна, поскольку дисбаланс, возникающий, когда двое объединяются против одного, как правило, слишком велик для того, чтобы атакуемый смог с ним совладать. Некоторые варианты обходят эту проблему, определяя, что победителем считается только поставивший мат, а проигравшим — не только тот, кому поставили мат, но и третий игрок.

Правило нейтралитета

Другой вариант решения проблемы непреодолимого дисбаланса при сговоре в играх с более чем двумя игроками, но при этом с сохранением возможности кооперации — это введение специального «правила нейтралитета»:

Если второй игрок атаковал первого ИЛИ если третий игрок не атаковал второго игрока, первый игрок может атаковать второго игрока.

При этом «первый» — это тот игрок, что делает ход в данный момент. А «второй» и «третий» — два других игрока в любой роли.

Это «правило нейтралитета» не позволяет «первому» игроку одновременно с «третьим» рубить фигуры «второго» без его согласия (в виде рубки предыдущим ходом фигуры потенциально нейтрального «первого» игрока). Поскольку роль «первого игрока» правила движется по кругу, то каждый ход каждого игрока определяет возможности нападения для других игроков.

Трёхсторонние доски

Относительно популярный вариант игры был запатентован в 1972 г. основателем Марсианского общества Робертом Зубрином[1]. Время от времени другие люди претендуют на авторство этого варианта[2]. Однако существование патента, датированного 1972 г., ставит все по местам, так как претенденты, как правило, утверждают, что возраст «их изобретения» существенно меньше. Ниже — правила этого варианта.

Правила одного из вариантов

Правила напоминают стандартные, но учитывают измененную геометрию доски. У каждого игрока по 16 фигур.

  • Пешка, подобно обычным шахматам, ходит вперёд по вертикали, бьет по диагонали. В центре у пешки три клетки под боем. Половина пешек идёт налево, половина — направо.
  • Слон, как в обычных шахматах, ходит и бьет по диагоналям. Диагоналями считаются ломаные линии, состоящие из отрезков — диагоналей клеток одного цвета. Таким образом, из угловой клетки доски слон может перейти на обе остальные угловые клетки того же цвета.
  • Ладья, как в обычных шахматах, ходит и бьет по горизонталям и вертикалям. Горизонталями и вертикалями считаются ломаные линии, состоящие из отрезков, соединяющих противоположные стороны клеток.
  • Ход коня: две клетки по горизонтали, затем одна по вертикали; либо две по вертикали, затем одна по горизонтали. Перепрыгивает через фигуры.
  • Ферзь ходит, как слон и как ладья.

Право первого хода определяется жребием. Затем ход переходит по часовой стрелке. Все фигуры игрока, получившего мат первым, кроме короля, остаются на своих местах и переходят к игроку, поставившему мат, после чего игра продолжается. Игрок, которому принадлежат фигуры двух цветов, каждый очередной ход делает только одной фигурой любого из двух цветов, при этом они больше не могут бить друг друга.

Доски с треугольными клетками

Пример такой игры — запатентованные в 2001 г. петербуржцем Николаем Кулаковым шахматы на доске в форме шестиконечной звезды, разделенной на треугольные клетки.

Шахматы для 3 игроков правила

Шахматы для 3 игроков правила

Вариант стола шахматы на троих с треугольными клетками

Шахматы для 3 игроков правила

Шахматы для 3 игроков правила

Игровое поле стола шахматы на троих с треугольными клетками

Также известны шахматы с доской в форме шестиугольника со стороной в пять треугольников, которые запатентовал[3] в 2008 г. ижевчанин Ильшат Тагиев.

Отличия от традиционных шахмат на двоих:

  • построение фигур в углу шестиугольника;
  • координата каждой клетки задается через интуитивно понятное деление игрового поля. (Игровое поле делится на три цвета «королевства»: Белый, Черный, Красный по часовой стрелке, каждое королевство — на пять «административных образования» — АО: «Село», «Пригород», «Город», «Дворец», «Трон», в каждом АО клетки-треугольники пронумерованы слева на право от игрока, играющего за этот цвет. Например, «Красные Село 14» — КС14, «Белые Трон 2» — БТ2.)
  • используется «Дипломатия» («Правило Нейтралитета», «Вассальская зависимость», «Овладение войском противника»);
  • в каждом наборе фигур на две пешки больше;

Особый случай с пешкой:

  • пешка может двигаться во все стороны по «вертикаль-горизонталям». (Поэтому каждая пешка может быть направлена против всех противников. Пешка в противоположном конце игрового поля не упирается в край, и в том числе потому нет превращения пешки в ферзя. Пешка может возвращаться «назад», двигаться «в бок».)
  • пешка может много раз делать двойное перемещение без взятия в любую сторону, если она находится в «городе», «дворце», «троне».
  • две пешки могут защищать друг друга, если обе вне своего «города», «дворца», «трона»;
  • пешка не может брать вражескую фигуру, которая находится в «городе», «дворце», «троне» цвета этой пешки. (Поэтому оборону нужно выстраивать, выдвигая пешки в «пригород», «село» и далее на вражескую территорию. Так как две пешки, находящиеся в своём «городе», «дворце», «троне» не могут защищать друг друга.)

Общее с традиционными шахматами на двоих:

  • все фигуры те же и перемещаются так же, если учесть замену квадратных клеток на треугольные. (Соседние клетки того же цвета, что и данная, — «диагонали». Соседние клетки противоположного цвета — «вертикаль-горизонтали».)
  • пешки стоят перед фигурами, а фигуры защищают все пешки при начальном построении;
  • геометрия игрового поля не искажается, количество соседних клеток при движении фигуры не меняется (не считая краев игрового поля).
  • в традиционных шахматах вокруг клетки 8 соседних клеток — 4 на каждого игрока. В этом варианте шахмат на троих вокруг клетки 12 соседних клеток — так же по 4 на каждого игрока.

Правила Шахматы на троих — Ильшат Тагиев Изготовление стола Шахматы на троих — Ильшат Тагиев

Другие типы досок

Дипломатия

Некоторые варианты шахмат для игры втроём используют появление дополнительного игрока для расширения правил игры. Включая в правила возможность по договоренности в начале игры введения дипломатии, сложных взаимоотношений между игроками, например, «вассальскую зависимость».

Обосновывается такое нововведение желанием предоставить игрокам возможность выбирать, использовать сложные взаимоотношения или не использовать, желанием расширить впечатления от игры.

См. также

  • Трёхмерные шахматы
  • Шахматы
  • Сянци для троих
  • Трёхсторонний футбол

Примечания

Ссылки

  • Шахматы на троих — продаются комплекты для игры

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 октября 2016 года; проверки требуют 37 правок.

Шахматы для 3 игроков правила

Шахматы для 3 игроков правила

Шахматы для троих игроков на гексагональной доске с четырёхугольными полями

Шахматы для троих — семейство вариантов шахмат, разработанных специально для игры втроём. Относятся к коалиционным играм. Существует множество вариаций шахмат для троих игроков. Как правило, в них используется нестандартная доска. Например, шестиугольная доска, доска с клетками — правильными треугольниками или трёхсторонняя с четырёхугольными клетками, соединяющимися в центре доски особым образом.

Проблема баланса в трёхсторонних шахматах[править | править код]

Разработка удачных вариантов шахмат (как и других игр) для троих игроков особенно сложна, поскольку дисбаланс, возникающий, когда двое объединяются против одного, как правило, слишком велик для того, чтобы атакуемый мог с ним совладать. Известно несколько вариантов решения этой проблемы.

Игра до первого победителя[править | править код]

Некоторые варианты вводят правило игры до первого мата: партия заканчивается, как только поставлен мат одному из игроков, победителем считается только поставивший мат, а проигравшим — не только тот, кому поставили мат, но и третий игрок.

«Правило нейтралитета»[править | править код]

Ещё один вариант решения проблемы баланса с сохранением возможности кооперации — «правило нейтралитета», придуманное в 2006 году Ильшатом Тагиевым для разработанного им варианта трёхсторонних шахмат[1]:

Игрок, чья очередь ходить, может атаковать данного противника, только если этот противник своим предыдущим ходом атаковал его или этот противник не был атакован третьим игроком на его предыдущем ходе. Альтернативная формулировка: Того, кто в предыдущем для тебя круге ходов был атакован другим игроком и сам не атаковал тебя, нельзя атаковать. (Под «атакой» во всех случаях понимается взятие фигуры или пешки соперника.)

«Правило нейтралитета» исключает возможность согласованной последовательной атаки двумя игроками третьего. Поскольку роль ходящего движется по кругу, то каждый атакующий ход каждого игрока ограничивает возможности нападения для других игроков. Благодаря этому значительно выравнивается баланс грубой силы, при сохранении возможности для кооперации игроков через расстановку фигур на игровом поле.

Трёхсторонние доски[править | править код]

Относительно популярный вариант игры на 96-клеточной доске был запатентован в 1972 г. основателем Марсианского общества Робертом Зубрином[2]. Время от времени другие люди претендуют на авторство этого варианта[3]. Однако существование патента, датированного 1972 г., ставит всё по местам, так как претенденты, как правило, утверждают, что возраст «их изобретения» существенно меньше. Ниже — правила этого варианта.

Правила одного из вариантов[править | править код]

Правила напоминают стандартные, но учитывают измененную геометрию доски. У каждого игрока по 16 фигур.

  • Пешка, подобно обычным шахматам, ходит вперёд по вертикали, бьет по диагонали. В центре у пешки три клетки под боем. Половина пешек идёт налево, половина — направо.
  • Слон, как в обычных шахматах, ходит и бьет по диагоналям. Диагоналями считаются ломаные линии, состоящие из отрезков — диагоналей клеток одного цвета. Таким образом, из угловой клетки доски слон может перейти на обе остальные угловые клетки того же цвета.
  • Ладья, как в обычных шахматах, ходит и бьет по горизонталям и вертикалям. Горизонталями и вертикалями считаются ломаные линии, состоящие из отрезков, соединяющих противоположные стороны клеток.
  • Ход коня: две клетки по горизонтали, затем одна по вертикали; либо две по вертикали, затем одна по горизонтали. Перепрыгивает через фигуры.
  • Ферзь ходит, как слон и как ладья.

Право первого хода определяется жребием. Затем ход переходит по часовой стрелке. Все фигуры игрока, получившего мат первым, кроме короля, остаются на своих местах и переходят к игроку, поставившему мат, после чего игра продолжается. Игрок, которому принадлежат фигуры двух цветов, каждый очередной ход делает только одной фигурой любого из двух цветов, при этом они больше не могут бить друг друга.

Доски с треугольными клетками[править | править код]

Пример такой игры — запатентованные в 2001 г. петербуржцем Николаем Кулаковым шахматы на доске в форме шестиконечной звезды, разделенной на треугольные клетки.

Шахматы для 3 игроков правила

Вариант стола шахматы на троих с треугольными клетками

Шахматы для 3 игроков правила

Игровое поле стола шахматы на троих с треугольными клетками

Также известны шахматы с доской в форме шестиугольника со стороной в пять треугольников, которые запатентовал[4] в 2008 г. ижевчанин Ильшат Тагиев.

Отличия от традиционных шахмат на двоих:

  • построение фигур в углу шестиугольника;
  • координата каждой клетки задается через интуитивно понятное деление игрового поля. (Игровое поле делится на три цвета «королевства»: Белый, Чёрный, Красный по часовой стрелке, каждое королевство — на пять «административных образования» — АО: «Село», «Пригород», «Город», «Дворец», «Трон», в каждом АО клетки-треугольники пронумерованы слева на право от игрока, играющего за этот цвет. Например, «Красные Село 14» — КС14, «Белые Трон 2» — БТ2.)
  • используется «Дипломатия» («Правило Нейтралитета», «Вассальская зависимость», «Овладение войском противника»);
  • в каждом наборе фигур на две пешки больше;

Особый случай с пешкой:

  • пешка может двигаться во все стороны по «вертикаль-горизонталям». (Поэтому каждая пешка может быть направлена против всех противников. Пешка в противоположном конце игрового поля не упирается в край, и в том числе потому нет превращения пешки в ферзя. Пешка может возвращаться «назад», двигаться «в бок».)
  • пешка может много раз делать двойное перемещение без взятия в любую сторону, если она находится в «городе», «дворце», «троне».
  • две пешки могут защищать друг друга, если обе вне своего «города», «дворца», «трона»;
  • пешка не может брать вражескую фигуру, которая находится в «городе», «дворце», «троне» цвета этой пешки. (Поэтому оборону нужно выстраивать, выдвигая пешки в «пригород», «село» и далее на вражескую территорию. Так как две пешки, находящиеся в своём «городе», «дворце», «троне» не могут защищать друг друга.)

Общее с традиционными шахматами на двоих:

  • все фигуры те же и перемещаются так же, если учесть замену квадратных клеток на треугольные. (Соседние клетки того же цвета, что и данная, — «диагонали». Соседние клетки противоположного цвета — «вертикаль-горизонтали».)
  • пешки стоят перед фигурами, а фигуры защищают все пешки при начальном построении;
  • геометрия игрового поля не искажается, количество соседних клеток при движении фигуры не меняется (не считая краев игрового поля).
  • в традиционных шахматах вокруг клетки 8 соседних клеток — 4 на каждого игрока. В этом варианте шахмат на троих вокруг клетки 12 соседних клеток — так же по 4 на каждого игрока.

Другие типы досок[править | править код]

Дипломатия[править | править код]

Некоторые варианты шахмат для игры втроём используют появление дополнительного игрока для расширения правил игры, включая в правила возможность введения дипломатии в начале игры по договорённости, сложных взаимоотношений между игроками, например, «вассальскую зависимость»[уточнить].
Обосновывается такое нововведение желанием предоставить игрокам возможность выбирать, использовать сложные взаимоотношения или не использовать, желанием расширить впечатления от игры.

См. также[править | править код]

  • Трёхмерные шахматы
  • Шахматы
  • Сянци для троих
  • Трёхсторонний футбол

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Шахматы на троих Архивная копия от 27 февраля 2009 на Wayback Machine — продаются комплекты для игры

Шахматы, как увлекательное хобби, подходит и детям, и взрослым. Эта увлекательная интеллектуальная игра отлично развивает логику, память и мышление. Научиться играть в шахматы с нуля можно самостоятельно. В этом поможет самоучитель и видеоуроки. Они дают понять, где стоит король и как расставлять начальную позицию. Обучение проходит в доступной форме, в подходящее для игрока время. Узнав все шахматные правила, можно начинать участвовать в официальных соревнованиях. Их нередко устраивает шахматный кружок или клуб, в котором собираются любители этих интеллектуальных сражений. Но не будем забегать вперед. Сначала рассмотрим правила игры в шахматы для начинающих.

Все правила за 5 минут – видео

Мы подготовили удобный видео-курс для начинающих

Короткие видео и практические интерактивные задания под каждым уроком. Идеально подойдет начинающим и детям!

Попробовать бесплатные уроки >>

Цель игры

Многие наши читатели задают вопрос, как научиться играть в шахматы в короткий срок. Ответ на него очевиден. Главное – понять суть и основную цель – поставить мат королю соперника. Эта ситуация означает, что королю на доске некуда отступать – нет ни свободных клеток в зоне его передвижения, ни других укрытий. Матование означает захват армии противника и соответственно – победу над соперником, который заканчивает игру своим поражением.

Кроме того, начинающим шахматистам предстоит узнать:

  • Как расставлять;
  • Какую позицию занимает король на доске и как его правильно защищать;
  • Удачный шахматный ход;
  • Роль пешки в шахматах.

Популяризацией этих настольных баталий в нашей стране и во всем мире занимается международная организация ФИДЕ. Ею проводятся любительские соревнования, в том числе и для новичков, позволяющие получить не только небольшой денежный выигрыш, но и бесценный опыт в этой интеллектуальной баталии с реальным противником. Регулярная практика позволит вам находить правильный выход даже из безвыходных на первый взгляд ситуациях, научиться виртуозно ставить мат, с достоинством выигрывать и проигрывать

Как установить доску и расставить отряды?

Все действия проходят на доске, состоящей из 64 черно-белых квадратов. На ней будут стоять две армии, совершаться тщательно продуманные ходы с целью поставить мат противнику. Первое, что нужно узнать начинающим игрокам – как правильно расставить все. Об этом вам расскажет любой самоучитель.

Расстановка начинается с правильной установки доски — нужно убедиться, что у белых в правом нижнем углу находится белая клетка.

Каждому игроку предстоит расставить свою армию, в которой состоят:

  • 2 ладьи;
  • 2 слона;
  • 2 коня;
  • Его величество с королевой (ферзем);
  • 8 пешек.

фото правильной расстановки шахмат на доске, картинка начальной позиции

Правила расстановки довольно просты. На крайних клетках в первом ряду стоят ладьи, за ними ставятся кони и слоны. Центральные клетки первого ряда предназначены для главных фигур. Для ферзя предусмотрена клетка одного с ним цвета, он любит свой цвет! Где стоит король — рядом с ферзем. Во втором ряду доски перед ними расставляются пешки, играющие роль рядовых вашей настольной армии. Именно им предстоит делать первый ход, подставляться под удар, защищая короля. Такое расположение фигур считается классическим.

Как ходят шахматные фигуры?

Как только вы научитесь правильно расставлять фигуры на шахматной доске, можно переходить к изучению правил их передвижения. Итак:

Король передвигается на одну клетку, но в любом направлении. Это необходимо для того, чтобы недопустить мата после получения шаха от соперника.

Картинка 1 - Как ходит король в шахматах

Ферзь перемещается в любом направлении на нужное количество клеток. Он считается самой ценной фигурой на доске.

Картинка 2 - Как ходит ферзь в шахматах

Слон движется по диагонали на любое количество клеток. Черный слон передвигается по черным клеткам, а белый слон, соответственно – по белым.

Картинка 3 - Как ходит слон в шахматах

Конь ходит буквой «Г» на 3 клетки. Главной его особенностью является то, что он может перепрыгивать через любые препятствия, что непозволительно даже ферзю. Такая способность коня является очень ценной.

Картинка 4 - Как ходит конь в шахматах

Ладья может двигаться по прямой, по вертикали или горизонтали — то есть либо вперед, либо назад, но на любое количество клеток.

Картинка 5 - Как ходит ладья в шахматах

Как ходит пешка в шахматной армии знают даже начинающие игроки – на одну, максимум – на 2 клетки и только вперед. Представителей армии противника они атакуют исключительно по диагонали. Если пешка достигнет противоположного края доски, она получает право на превращение — стать конем, слоном, ладьей или ферзем, и получить больше возможностей для передвижения. Соблюдения всех вышеперечисленных движений требуют правила шахмат, в которых четко прописано, как ходят шахматные фигуры во всех разновидностях матчей, от классики до пули.

Картинка 6 - Как ходит пешка в шахматах

Легче всего изучить, как ходят фигуры в шахматах в картинках. Это – азы шахматной грамоты, которая преподается детям. Запомнив, как должны стоять и передвигаться по доске белые и черные, можно переходить изучению специальных возможностей, их всего две – взятие на проходе и рокировка.

Взятие на проходе

Взятие на проходе касается особого хода пешки. Если соперник передвинул пешку на две клетки, поравняв ее тем самым с вашей, которая имеет противоположный цвет, то вы имеете полное право убрать ее с доски. Ее место займет ваша пешка. Единственный нюанс – сделать это нужно сразу.

Рокировка

В рокировке принимают участие король и ладья, но при условии, что с они еще не перемещались по доске, и в данный момент между ними нет других участников баталии. Суть этого состоит в том, что они меняются местами друг с другом – король делает 2 шага по направлению к ней, а ладья через него перепрыгивает. Важное правило всех рокировок – ни одна из участвующих в них клеток не должна находиться под ударом противника.

Ничья

Ничья называется пат. Суть ее состоит в том, что у одного из участников больше нет ходов, но при этом мат не поставлен. В этом случае партия завершается.

Кроме того, партия заканчивается вничью, если позиции фигур в сражении повторяются трижды или на доске у игроков остается очень мало материала, недостаточного для объявления мата сопернику.

Окончание игры, шах и мат

Мы уже разобрались с тем, с чего начать, теперь пришло время узнать, как правильно закончить. Победой считается мат сопернику. Попытки загнать его в «ловушку» – в этом и состоит суть шахматной игры. Если король оказывается под ударом, ему объявляется шах, означающий, что он вправе сделать спасающий его ход или закрыться от шаха.

Мат – это капитуляция всей шахматной армии, которая не смогла защитить своего главнокомандующего, и он попал в расставленные противником сети. Чем быстрее он поставлен, тем выше считается квалификация участника. Победу в турнирах подтверждают арбитры, внимательно следящие за ходом битвы и не допускающие ни одного невозможного хода.

Варианты шахмат

Как научиться играть в шахматы мы разобрались, теперь переходим к разным вариантам этих интеллектуальных игровых баталий.

Классика

Классическая игра имеет определенные ограничения во времени. Длительность партии составляет не менее часа. Именно столько времени выделяется игрокам на то, чтобы обдумать перемещения и выиграть противника. Чаще всего контроль выставляется на полтора часа, в течение которых игрокам нужно сделать 40 ходов. Далее возможны варианты:

  • 30 минут до конца настольной битвы;
  • Плюс 20 минут за каждый сделанный удачный ход и т.д.

Если мат до окончания максимального времени партии не поставлен, объявляется ничья.

Пуля

В этом варианте действуют все правила классики, но временной контроль значительно ужесточен. На обдумывание каждому игроку выделяется время от 10 до 60 секунд. За каждый выполненный ход участникам партии добавляются не минуты, а секунды.

Блиц

Блиц шахматы тоже имеют временной регламент. На обдумывание каждого хода игрокам выделяется не более 5 минут. Это самая популярная игра в шахматы на спортивных соревнованиях. Проходит она довольно быстро, требуя от игроков собранности и максимальной концентрации внимания на игровом поле.

Шахматы – 960 (Фишера)

Правила для этого варианты – стандартные. От классики они отличаются главным образом начальной позицией на крайних горизонталях. Раскладка выполняется случайным образом, выбранным из 960 возможных. Все остальные правила будут похожи на классический вариант. Это касается:

  • Рокировки;
  • Взятия на проходе;
  • Признания ничьи;
  • Шаха и мата.

Основным отличием является разнообразие вариантов начала партии. Далее партия идет по стандартным правилам с ограничением по времени.

Ценность фигур

Правила в шахматах нужно неукоснительно соблюдать. Играть рекомендуется без фанатизма, то есть, не рискуя понапрасну фигурами. На игровой доске важна каждая пешка. Ведь если в вашей армии не останется бойцов, то с кем вы пойдете в атаку для того, чтобы поставить мат. Однако ошибок в игре не избежать и иногда приходится жертвовать представителями игровой армии. Что из них отдавать – решать вам, ниже мы приведем таблицу с их ценностью:

  • Ферзь – 9 очков;
  • Ладья – 5 очков;
  • Слон и Конь – по 3 очка;
  • Пешка – 1 очко.

Очки не влияют на результат. Они лишь дают понять игроку, что он теряет, отдавая материал сопернику, и что приобретает, когда его берет. Описание всех участников настольной баталии были приведены выше.

Нотация – запись шахматной партии

Нотация – это схема условных знаков, предназначенных для записи шахматной партии, которую должны знать даже начинающие игроки. Это необходимо для того, чтобы научиться:

  • Самостоятельно записывать игровые партии;
  • Читать и понимать специальную литературу;
  • Играть «в слепую»
  • Разбирать уже сыгранные партии с целью их анализа и работы над ошибками.

Подробное описание каждой партии на листе бумаги позволит вам анализировать свои победы и поражения. Существует несколько видов шахматных нотаций. Чаще всего используется алгебраическая. Разобрать с ней помогут приведенные фото. На них можно увидеть, что доска состоит из 64 клеток, каждая из которых имеет свое условное обозначение.

Свое обозначение имеет и каждый персонаж:

  • Кр (К) – король;
  • Ф (Q) – ферзь;
  • Л (R) – ладья;
  • К (N) – конь;
  • С (C) – слон;
  • П (p) – пешка.

Далее следует познакомиться с системой знаков, в том числе и означающих результаты игры. Вот основные из них:

  • + — шах;
  • ++ — двойной шах;
  • # — мат;
  • Х – взятие фигуры;
  • 0-0 – рокировка;
  • !! – отличный ход;
  • ?? – грубая ошибка и т.д.

Основные термины записи игровой партии должны знать даже начинающие шахматисты. Они позволят самостоятельно разрабатывать удачные стратегии, гарантирующие победу в игре.

Правила турниров

Определенные правила проведения имеют даже любительские турниры. На первый взгляд они довольно просты, но требуют от игроков аккуратности и бдительности. За их соблюдением обязаны следить судьи. Это предписывает инструкция проведения турниров.

Тронул – ходи

Это – одно из главных правил. Если игрок прикасается рукой к фигуре, он обязан ею ходить. Если же он прикасается к фигуре противника, то он должен ее взять. Если игрок тронул сразу две свои фигуры, то ходить он должен той, к которой прикоснулся первой.

Часы и Таймеры

Почти все варианты баталий предполагают фиксацию времени на обдумывание игроками передвижений персонажей. Для этого используются механические часы и электронные правила. Общие правила их использования таковы:

  • Нажимать на часы после завершения каждого хода той рукой, которой он был сделан;
  • Следить за временем соперника, не допуская его просрочки, которая фактически означает его проигрыш;
  • Ограничение по времени уточнять перед началом партии.

Это основные правила того, как играть с контролем времени.

Советы начинающим

Секция шахмат для взрослых и детей дает несколько советов начинающим гроссмейстерам. Следование им обеспечит вам удачную партию и позволит стать настоящим асом в этом виде спорта. Ниже мы приведем основные из них:

  • Обдумывайте каждый ход противника;
  • Разрабатывайте собственный план того, как поставить сопернику шах и мат;
  • Знайте ценность своих фигур.

На некоторые моменты следует обратить особое внимание. Вот они:

Защищайте своего короля

Даже при правильной расстановке на доске безопасность короля может оказаться под угрозой. Поэтому всегда тщательно продумывайте его защиту, не позволяя сопернику ставить шах и мат. Но в то же время не позволяйте себе спокойно наблюдать за тем, как едят ваши фигуры.

Грамотный гроссмейстер не только держит под защитой своего главнокомандующего, но и разрабатывает удар по противнику.

Контролируйте центр шахматной доски

Держать под контролем нужно, как минимум – 4 центральных клетки. Именно здесь располагаются основные игровые позиции. Фигуры по краям игрового поля меньше вовлечены в игровое сражение и потому они менее поворотливы. Партию невозможно вытянуть одними пешками. Поэтому нужно, не мешкая поочередно вводить в нужные зоны основные силы, которыми вы будете ставить шах и мат партнеру.

История шахмат, когда были изобретены

Если вы всерьез решили увлечься шахматами, вам необходимо знать историю этой древней игры, которая стала олимпийским видом спорта. Появилась она более 2 тысяч лет назад, предположительно в Индиии. Прародительницей современных игровых баталий была древняя военная чатуранга. Из Индии в начале первых веков н.э. она стала распространяться по миру, оказавшись сначала в Центральной Азии и вскоре набрав популярности и на Дальнем, и на Ближнем востоке. В начале средневековья чатуранга, которую стали называть шатрандж оказалась в Мавританской Азии, а в середине 15 века стала популярной в Европе. Именно тогда появилась первая инструкция проведения настольных баталий и требования к ее соблюдению.

Первый турнир был проведен в 1575 году. Случилось это при дворе испанского короля. В баталии участвовали его подданные против гостей из Италии. После этого международные турниры по этой настольной игре стали проводиться повсеместно. В 1836 году вышел в тираж первый журнал. Во всех странах Европы, включая Российскую империю стали образовываться кружки шахматистов-любителей. В 19 веке появились шахматные часы и настольная баталия получила ограничение по времени. С этого момента и до наших дней она дошла почти в неизменном виде. Ею стали увлекаться и взрослые, и дети. Повсеместно стали проводить любительские и профессиональные турниры. За проведением настольных баталий стало следить огромное количество людей. Вскоре появились профессиональные гроссмейстеры и игры были включены в олимпийскую программу. Их стали называть пассивным видом спорта.

Главная Шахматы на троих: правила ходов, расстановка фигур на доске

Правила игры в шахматы на троих не отличаются от классических в расстановке фигур на доске, сохраняются правила ходов. Основное отличие относится к полю доски и добавляется еще один набор фигур для третьего игрока. Давайте рассмотрим подробнее как выглядят правила ходов при наличии третьего игрока.
Купить шахматы на троих можно на нашем сайте.

Доска имеет оригинальную трехстороннюю шестиугольную форму на которую выстраиваются фигуры. Доска состоит из 96 клеток по 32 с каждой стороны игрового поля с чередованием светлых и темных полей.

Фигуры используются трех цветов: белые, черные, красные. В игре участвуют классические шахматные фигуры по 16 шт. для каждого из 3 игроков: пешка,  ладья, конь, слон, ферзь король.

Расстановка фигур на трехсторонней доске

Начало игры

  1. Цвет фигур определяется жребием.
  2. Белые фигуры устанавливаются на поля от A до H, красные на поля от A до N, черные на поля от H до N (см. рисунок 1).
  3. Белый король ставится на поле E1, красный – на D12, а черный – на K8 (короли устанавливаются по вертикали напротив ферзя противника).
  4. Игру начинают белые, затем ход красных и следующий ход черных (очередность хода по часовой стрелке).

Шахматы на троих - расстановка фигур на доске в начале игры

Доска и расстановка для игры втроем

Так выглядит расстановка фигур на доске в начале партии. Все фигуры установлены как в классической игре.

Ходы фигур — основные правила в шахматах для троих игроков

Все фигуры ходят по тем же правилам, что и в обычных шахматах: по вертикалям, горизонталям и диагоналям, которые всего-навсего имеют искривление линий.

Направления движения фигур в шахматах на троих

Рассмотрим подробнее как ходит каждая фигура.

Пешка в начальном положении, например на E2.
Ходит по линии E на D и F, бьет и идет дальше как указано по стрелкам.

Правила по которым ходит пешка

Пешка в центре доски:
может бить на D, K, F и идет дальше как указано стрелками.

Правила ходов пешки в центре доски

Положение и ход ладьи в шахматах на троих не отличается от обычных. Однако в центре доски она может пойти в 4-х направлениях.

Ладья в начальном положении на H1

Правила по которым ходит ладья

Ладья в центре доски – варианты ходов

Правила ходов ладьи в центре поля в шахматах для троих

Правила и ходы коня так же не отличаются от обычных шахмат. Интересные комбинации возникают в центре доски.

Конь в начальном положении на B1

Правила по которым ходит конь

Конь в центре доски – варианты ходов

Правила ходов коня в центре поля в шахматах для троих

Слон в центре доски ходит по линиям проведенным по диагоналям клеток.

Слон в начальном положении на C1

Правила по которым ходит слон в шахматах на троих

Слон в центре доски – варианты ходов

Правила ходов слона в центре поля в шахматах для троих

Ферзь в начальном положении на D1

Правила по которым ходит ферзь в шахматах на троих

Ферзь в центре доски
(ходит на поле K5 не может)
т. к. ходит в этом случае
либо по черным диагоналям,
либо на смежные поля.

Правила ходов ферзя в центре поля в шахматах для троих

Самая сложная комбинация – куда идет король в центре доски. Ходить на поле K9 не может т. к. в этом случае идет либо по белым диагоналям, либо на смежные поля.

Король в начальном положении на E1

Правила по которым ходит король в шахматах на троих

Король в центре доски – варианты ходов

Правила ходов короля в центре поля в шахматах для троих

Не смотря на то, что фигуры повторяют правила классических шахмат, в игре есть ряд особенностей.

  • Все пешки могут делать первый ход на одну либо на две клетки.
  • Пешки, достигшие последней клетки, превращаются в любую фигуру, кроме короля, по желанию игрока.
  • Когда выбывает первый игрок, все фигуры, кроме короля, переходят к тому кто поставил мат проигравшему.

Многие годы энтузиасты игры втроем ломали голову, что делать после мата (шахматного естественно) одному из игроков. Ведь тот, кто ставил мат, обычно терял фигуры, подбираясь к королю. А тот, кто топтался на месте, сохранял фигуры и имел преимущество. И только наше правило – брать фигуры в “плен” (заставляет других игроков играть активно, даже теряя свои фигуры, чтобы не позволить кому-то из игроков иметь “двойную” армию), позволило сбалансировать игру. Играть стало интересно даже если играют слабак, середняк и чемпион.

  • Игрок, получивший мат выбывает из игры и занимает низшее 3-е место.
  • Король игрока получившего мат снимается с доски.
  • Если имеют место вскрытый шах, двойной шах и вы затрудняетесь определить кто поставил мат – смотрите “Вскрытый шах. Кто поставил мат“.

Продолжение игры после мата одному из королей

  • Все фигуры игрока получившего мат, кроме короля, остаются на своих местах и принадлежат теперь игроку, поставившему мат.
  • Игрок, которому принадлежат фигуры двух цветов, каждый очередной ход делает только одной фигурой любого цвета, при чем теперь они не могут бить друг друга.
  • Если один из двух оставшихся игроков получает мат он занимает 2-е место, поставивший мат соответственно 1-е место.

Пат – это положение в партии при котором игрок имеющий право хода не может им воспользоваться, а король не находится под шахом.

  1. Игрок, попавший в положение Пат прекращает игру.
  2.  Все фигуры попавшего в Пат игрока остаются на доске без права хода.
  3.  Если фигуры попавшего в Пат мешают проходу фигур оставшихся участников игры, они их могут бить, за исключением короля, который остается неподвижным и неприкосновенным до конца игры.
  4.  Любые фигуры могут подходить вплотную к королю, попавшему в Пат, кроме других королей.
  5.  Если в положение Пат попадает еще один игрок, или они соглашаются на ничью, то игра заканчивается ничьей между тремя игроками.

В шахматах на троих нет заученных дебютов и теоретических разработок вплоть до 40-го хода. Поэтому хороший шахматист с 1-го хода попадает в непривычную ситуацию – когда надо все продумывать за доской и самому.
(автор игры на троих В.П.Чехонадский)

Рекомендации от автора игры на троих



  • Фигура одного из игроков может поставить мат, второму игроку находясь под прикрытием фигур третьего игрока.


  • После того как вы сделали ход, второй игрок может напасть на вашу фигуру, а третий игрок объявить вам шах. Ваша фигура теряется.


  • Ставьте фигуры в связки под защиту других фигур.


  • В игре главное внимательность, нестандартные решения и тактическая хитрость.


  • Если случилось так, что третий игрок не пришел, вы все равно можете сыграть в шахматы «На троих» и получить веселый заряд от игры. Не выставляйте один из комплектов фигур и играйте на доску для шахмат «На троих» вдвоем.

Все комплекты продукции шахматы на троих включают цветные правила игры с подробным описанием ходов.

Если у вас комплект другого производителя, то предлагаем играть по нашим правилам: они проработаны, логичны и понятны так как содержат в себе основные принципы классической игры. При этом особенности правил игры на троих вносят динамику и азарт в игру.

Играть сейчас

Шахматы для троих

Шахматы для троих игроков на гексагональной доске с четырёхугольными полями

Шахматы для троих  — семейство вариантов шахмат. разработанных специально для игры втроем. Относятся к коалиционным играм. Существует множество вариаций шахмат для троих игроков.

Как правило, в них используется нестандартная доска. Например, шестиугольная доска. доска с клетками — правильными треугольниками или трехсторонняя с четырёхугольными клетками, соединяющимися в центре доски особым образом.

Скачать игру на компьютер

Играть с реальными людьми (бесплатно)

Проблема баланса в трёхсторонних шахматах

Разработка удачных вариантов шахмат (как и других игр) для троих игроков особенно сложна, поскольку дисбаланс, возникающий, когда двое объединяются против одного, как правило, слишком велик для того, чтобы атакуемый мог с ним совладать. Некоторые варианты обходят эту проблему, вводя правило игры до первого мата: партия заканчивается, как только поставлен мат одному из игроков, победителем считается только поставивший мат, а проигравшим — не только тот, кому поставили мат, но и третий игрок.

Другой вариант решения проблемы непреодолимого дисбаланса при сговоре в играх с более чем двумя игроками, но при этом с сохранением возможности кооперации — это введение специального «правила нейтралитета»:

Шахматы на троих правила

Игрок, чья очередь ходить, может атаковать данного противника, только если этот противник своим предыдущим ходом атаковал его или если этот противник не был атакован третьим игроком на его предыдущем ходе. .

«Правило нейтралитета» запрещает игроку нападать на противника, если тот ранее был атакован и отвечает на эту атаку, исключая, таким образом, возможность согласованной последовательной атаки двумя игроками третьего. Поскольку роль ходящего движется по кругу, то каждый ход каждого игрока ограничивает возможности нападения для других игроков.

Трёхсторонние доски

Относительно популярный вариант игры был запатентован в 1972 г. основателем Марсианского общества Робертом Зубрином [1]. Время от времени другие люди претендуют на авторство этого варианта [2].

Однако существование патента, датированного 1972 г. ставит все по местам, так как претенденты, как правило, утверждают, что возраст «их изобретения» существенно меньше. Ниже — правила этого варианта.

Правила одного из вариантов

Правила напоминают стандартные, но учитывают измененную геометрию доски. У каждого игрока по 16 фигур .

Пешка. подобно обычным шахматам, ходит вперёд по вертикали, бьет по диагонали. В центре у пешки три клетки под боем. Половина пешек идёт налево, половина — направо.

Слон. как в обычных шахматах, ходит и бьет по диагоналям. Диагоналями считаются ломаные линии, состоящие из отрезков — диагоналей клеток одного цвета. Таким образом, из угловой клетки доски слон может перейти на обе остальные угловые клетки того же цвета.

Ладья. как в обычных шахматах, ходит и бьет по горизонталям и вертикалям. Горизонталями и вертикалями считаются ломаные линии, состоящие из отрезков, соединяющих противоположные стороны клеток.

Ход коня. две клетки по горизонтали, затем одна по вертикали; либо две по вертикали, затем одна по горизонтали. Перепрыгивает через фигуры.

Ферзь ходит, как слон и как ладья.

Право первого хода определяется жребием. Затем ход переходит по часовой стрелке. Все фигуры игрока, получившего мат первым, кроме короля, остаются на своих местах и переходят к игроку, поставившему мат, после чего игра продолжается.

Игрок, которому принадлежат фигуры двух цветов, каждый очередной ход делает только одной фигурой любого из двух цветов, при этом они больше не могут бить друг друга.

Доски с треугольными клетками

Пример такой игры — запатентованные в 2001 г. петербуржцем Николаем Кулаковым шахматы на доске в форме шестиконечной звезды, разделенной на треугольные клетки.

Вариант стола шахматы на троих с треугольными клетками

Игровое поле стола шахматы на троих с треугольными клетками

Также известны шахматы с доской в форме шестиугольника со стороной в пять треугольников, которые запатентовал [3] в 2008 г. ижевчанин Ильшат Тагиев.

Отличия от традиционных шахмат на двоих:

построение фигур в углу шестиугольника;

координата каждой клетки задается через интуитивно понятное деление игрового поля. (Игровое поле делится на три цвета «королевства»: Белый, Черный, Красный по часовой стрелке, каждое королевство — на пять «административных образования» — АО: «Село», «Пригород», «Город», «Дворец», «Трон», в каждом АО клетки-треугольники пронумерованы слева на право от игрока, играющего за этот цвет. Например, «Красные Село 14» — КС14, «Белые Трон 2» — БТ2.)

используется «Дипломатия» («Правило Нейтралитета», «Вассальская зависимость», «Овладение войском противника»);

в каждом наборе фигур на две пешки больше;

Особый случай с пешкой:

пешка может двигаться во все стороны по «вертикаль-горизонталям». (Поэтому каждая пешка может быть направлена против всех противников. Пешка в противоположном конце игрового поля не упирается в край, и в том числе потому нет превращения пешки в ферзя. Пешка может возвращаться «назад», двигаться «в бок».)

пешка может много раз делать двойное перемещение без взятия в любую сторону, если она находится в «городе», «дворце», «троне».

две пешки могут защищать друг друга, если обе вне своего «города», «дворца», «трона»;

пешка не может брать вражескую фигуру, которая находится в «городе», «дворце», «троне» цвета этой пешки. (Поэтому оборону нужно выстраивать, выдвигая пешки в «пригород», «село» и далее на вражескую территорию. Так как две пешки, находящиеся в своём «городе», «дворце», «троне» не могут защищать друг друга.)

Общее с традиционными шахматами на двоих:

все фигуры те же и перемещаются так же, если учесть замену квадратных клеток на треугольные. (Соседние клетки того же цвета, что и данная, — «диагонали». Соседние клетки противоположного цвета — «вертикаль-горизонтали».)

пешки стоят перед фигурами, а фигуры защищают все пешки при начальном построении;

геометрия игрового поля не искажается, количество соседних клеток при движении фигуры не меняется (не считая краев игрового поля).

в традиционных шахматах вокруг клетки 8 соседних клеток — 4 на каждого игрока. В этом варианте шахмат на троих вокруг клетки 12 соседних клеток — так же по 4 на каждого игрока.