Шахматы правила ходьбы

Более двух тысячелетий назад человечество изобрело игру в шахматы. В Средневековье умение играть относилось к достоинствам рыцарей наравне с навыками охотиться и фехтовать. Современная жизнь такова, что на первое место ставится идея развития личности, воспитание важнейших качеств в ребёнке. Эти задачи можно решить с помощью игры в шахматы.

Как ни странно, эта модельная игра способна воспитать в ребёнке характер, волю к победе и демократичность. Преимущество шахмат в том, что в них могут играть как полностью здоровые, так и люди с ограниченными возможностями. Ввиду этих факторов вопрос «Как научить ребёнка играть в шахматы?» становится все актуальнее с каждым днём.

С чего начать?

Обучение игре в шахматы необходимо начать с привития ребёнку интереса. От того, насколько успешно получится это сделать, зависит весь дальнейший процесс. Всем известно, что дети любят сказки, и обучение игре также нужно превратить в волшебную историю. Для начала нужно рассказать ребёнку, что есть король со своим войском, и вместе они защищают свою землю от нападения неприятеля. Необходимо заинтересовать ребёнка, а с помощью сказки это получится лучше всего.

После этого можно рассказать о том, что мир шахмат является волшебным, поэтому он располагается на специальной доске. Она расчерчена в виде чёрно-белых клеток, которые следуют друг за другом. Затем постепенно объяснять, сколько клеточек на доске, для чего они нужны, их расположение и т. д.

Для лучшего эффекта можно приобрести одну из книг по шахматной тематике и по ней заниматься с ребёнком. Нужно помнить, что нельзя перетруждать ребёнка, потому что в таком случае игра ему быстро надоест. В день занятиям шахматами (начальный этап) следует уделять не более получаса. Научить ребёнка играть в шахматы с нуля можно, но для этого необходимо его заинтересовать.

Изучение наименований шахматных фигур

После того как ребёнок понял принцип игровой доски, необходимо переходить на следующий этап обучения. Фигуры в шахматах уникальны, и каждая из них имеет определённые возможности для хода. Но прежде чем в этом разобраться, необходимо изучить названия фигур и их расположение на доске. Этот этап очень важен, здесь не нужно спешить. Каждую шахматную фигуру нужно проговаривать вслух несколько раз и ставить на доску.

Когда ребёнок выучит название фигур и их расположение, можно двигаться дальше. Следующим этапом станет изучение правил хода каждой фигуры.

Правила хода шахматных фигур. Пешка

Здесь нужно уделить особое внимание, так как ходы фигур — важнейшая стадия в ответе на вопрос, как научить ребёнка играть в шахматы. Многие известные шахматисты до сих пор спорят о том, с какой фигуры нужно начинать обучение: с пешки или короля. На основании практического опыта было выяснено, что с пешки начинать процесс эффективнее.

Ход пешки — один из самых простых, но эта фигура считается одной из самых сложных. Для начала необходимо поставить одну пешку на доску и показать ребёнку, как она может ходить. Нельзя забывать о том, что пешка, кроме хода на одну клетку вперёд, может пройти и две клетки при определённых обстоятельствах (первый ход). Далее нужно рассказать, что пешка может бить только наискосок, а также о волшебном её превращении. Если пешка дойдёт до конца доски, она перевоплотится в любую другую фигуру (кроме короля). Преподаватели по шахматам рекомендуют обучать детей с помощью стишков.

После того как ребёнок начал уверенно играть одной пешкой, потихоньку нужно добавлять две, три и т. д. В итоге получится восемь пешек, а для детей это большая армия, с помощью которой можно захватить вражеское королевство. Нужно научить ребёнка быть внимательнее во время игры и не отвлекаться на сбитые пешки противника. Только после того, как ребёнок научился уверенно играть всеми пешками, можно переходить к другим фигурам.

Правила хода остальных фигур

Фигуры в шахматах разнообразны, и изучать ходы каждой из них следует в определённой последовательности. Чтобы получить наибольший эффект при ответе на вопрос, как научить ребёнка играть в шахматы, нужно использовать следующий порядок: ладья, слон, ферзь, конь. Здесь имеет место принцип «от лёгкого к сложному». Ход ладьи объяснить ребёнку довольно просто, дети лучше понимают прямые ходы. Самая сложная фигура — конь.

Здесь не обойтись без учебных пособий и рекомендаций опытных педагогов. Шахматная секция будет отличным выбором для родителей, если самостоятельно не получится обучить этому ребёнка. Далее следует перейти к королю и сразу объяснить, что это самая важная и главная фигура. Его нельзя сбить, а только взять в плен. Ход короля несложен, и дети быстро его запоминают. В этом моменте следует рассказать о том, что король не может ходить под бой и не может бить фигуру, которая защищена.

Что такое шах и мат?

После того как ребёнок запомнил названия и ходы шахматных фигур, обучение игре в шахматы выходит на новый уровень. Здесь необходимо объяснить ребёнку, что эти понятия являются очень важными, и рассказать их значение. Нужно научить спасаться от шаха различными способами, а также обучить ставить мат — конечный результат партии.

После этого ребёнок постепенно начинает понимать смысл мата и будет пытаться его поставить. Обычно первый мат ребёнка ставится двумя ладьями. Когда ребёнок уже вник в суть игры, можно узнать у него, какие самые сильные фигуры на и почему. Этот ход даст нужный эффект, так как малыш осознанно будет говорить об этом, зная о плюсах и минусах каждой фигуры.

Рокировка

Заключительной стадией ответа на вопрос, как научить ребёнка играть в шахматы, станет объяснение принципа рокировки. Она представляет собой двойной ход, который возможно сделать только один раз за игру. Этот ход вызывает у детей определённые сложности, так как его можно выполнить только при определённых условиях.

Необходимо объяснить, что в рокировке участвуют только две фигуры — король и ладья. Цель двойного хода — обезопасить главную шахматную фигуру. Очень важно правильное выполнение рокировки. При ней король может пойти один раз через одну клеточку, тем самым огородив себя от нападения соперника.

Моральная составляющая обучения

Как ни странно, в процессе обучения поведенческие факторы как учителя, так и ученика очень важны. Можно прививать детям любовь к шахматам разными способами. Например, сочинять про них стихи, сказки, лепить фигуры. В процессе игры и веселья дети лучше воспринимают информацию и проявляют наибольший интерес.

В процессе обучения игре за доской нельзя забывать о физических перерывах. В час хотя бы десять минут необходимо давать ребёнку, чтобы он немного отвлёкся и переварил информацию. Нужно научить ребёнка не кричать, не ссориться, а более спокойно относиться к игре. Шахматы — медленная игра, где каждый ход необходимо тщательно обдумывать.

Обобщая всё вышесказанное, можно выделить несколько условий, которые помогут объяснить, как играть в шахматы. Правила для детей:

  • уделять на обучение в день не более получаса;
  • учить ребёнка усидчивости и уважению к сопернику;
  • объяснить, что нельзя кричать, ссориться, ругаться из-за игры;
  • проводить обучение с помощью сказок и стишков.

Для кого-то шахматы покажутся сложной игрой, в которой разобраться почти невозможно. Конечно, легкой её не назовешь, но выучить простые правила и приложить усилия – и всё станет проще. Зато сколько положительных эмоций вы получите.

Как научиться в шахматы играть – шахматные фигуры

Обучение игре в шахматы начинается с изучения фигур. Следует запомнить их названия, как они выглядят и ходят.

  • Король. Это самая значимая фигура в игре, но при этом довольно слабая. В случае, если королю поставили мат, игра автоматически завершается. Ходит король лишь на одну соседнюю клетку. Ваша цель – король противника, если вы его загоните в безысходную ситуацию и объявите мат, то партия выиграна.
  • Ферзь. Иначе еще называют королевой, это одна из сильнейших фигур на доске. Королева ходит так, как ей захочется: назад, вперед, в сторону, по диагонали и т.д.
  • Ладья. Её сила почти равна королеве. Ходит она так же, но кроме как по диагонали.
  • Конь. У него очень своеобразная ходьба по полю. Для запоминания сравнивают с буквой «Г», как пример 2 клетки вперед и 1 в бок или 2 клетки назад и 1 в бок.
  • Слон. Этой фигуре разрешено ходить только по диагонали. Следует запомнить, что слон не может ходить по клеткам отличающимся от его цвета. Если вы играете фигурами белого цвета, то по белым клеткам, и наоборот.,
  • Пешка. На шахматной доске она считается самой слабой. Она ходит на одну клетку вперед. Возможность сходить через две клетки есть только в изначальной позиции. У пешки есть одно преимущество, если она дойдет до конца доски, то становится любой фигурой, кроме естественно короля.

У каждой игры есть свои нюансы, и опытные игроки о них знают. Что же делать тем, кто только начинает. Вот несколько советов, которые пригодятся новичку:


Как научиться в шахматы играть – правила

Как у любой другой игры, в шахматах есть свои правила, которые перед началом стоит узнать.
Но для начала надо понять, в чем её суть. У каждого игрока по 16 фигур, они разделены на цвета: белые и черные. Основная задача, это поставить мат королю противника, второстепенная – защитить своего. Для этого вы уничтожаете фигуры оппонента. Если вы напали на короля противника, а он не может уйти от атаки – это шах. Если же король соперника не может уйти и защититься, это шах и мат. Партия сыграна в вашу пользу.

Основные правила шахмат:

  • Игру начинают белые.
  • Если вы тронули фигуру, то обязаны ею сходить.
  • Ходят по очереди.

Самое главное – получайте удовольствие от процесса!


Одна из самых древних игр на планете, забава королей и знати. Прикладной инструмент, позволявший побеждать в битвах многотысячных армий задолго до того, как Чапаев взял в руки картошку. Приготовьтесь, начинается экскурсия в волшебный мир фигур и клеток.

Чем полезны шахматы

Дорогие читатели, есть ли среди ваших знакомых родители, чьи дети не отличаются спокойствием и усидчивостью. Возможно, у них плохие отметки в школе, дефицит внимания. Да и многие взрослые не всегда смогут похвастаться умением сконцентрироваться. Вместе с этим не помешало бы развить наблюдательность и отточить логическое мышление.

Скажите, кто-нибудь хотел бы улучшить эти показатели? Вы спросите: как? Ответ прост — шахматы! Научиться хорошо играть может абсолютно любой. Не сказать, что легко, однако усовершенствование мышления вам обеспечено!

Это настолько потрясающая игра, что в Медфорде (Орегон) даже поставили памятник. Кстати, второй стул пуст, может, стоит присоединиться?

Где научиться играть в шахматы

Сегодня, в век Интернета и высоких технологий, это совершенно не проблема. Но к этому мы еще вернемся. Начнем с более реального и приземленного. Прогуляйтесь в выходной день по паркам вашего города в теплую погоду. Наверняка вы обнаружите несколько баталий на лавочках. Смело подходите и спрашивайте, знатоки непременно расскажут, где находится секция или кружок любителей шахмат.

Что делать, если дождь, снег, слякоть? Загляните на городской портал, задавайте вопросы на форумах. В советское время это был достаточно популярный вид спорта (да, кстати), и отголосок его вы точно обнаружите недалеко от дома.

Ну а если не судьба, как говорится, на помощь придет сеть со всей мощью виртуального мира. Здесь вы отыщите все! Даже то, как научиться играть в шахматы за 30 минут. Электронные и бумажные книги, бесплатно и на заказ, видео обучения и записи международных турниров. Всё в вашем распоряжении!

Главное желание, а найти источник знаний в наше время очень легко. Неким начальным учебником может стать и наша статья.

Расстановка фигур

Итак, учебник выбран, лекции прослушаны, теория усвоена. Пора приступать к практике. Доска состоит из 64 клеток. Квадрат со стороной в 8 полей. По горизонтали, обычно, пишут буквы латинского алфавита от А до Н, а по вертикали — цифры от 1 до 8. У каждой клетки есть свой адрес, например В6 или С4. Это облегчает возможность зафиксировать партию. Профессиональные игроки записывают каждый ход, свой и противника. Эти ребята знают точно, как научиться играть в шахматы.

На второй и седьмой горизонтали стоят пешки черного и белого цвета соответственно. Фигуры выставляют на первой и восьмой. По углам в начале игры размещаются ладьи, на вертикалях B и G — кони. Далее, на C и F, находятся слоны, а в центре — король и ферзь (иногда его называют королевой, хотя изначально это визирь). Главное правило расстановки — ферзь любит свой цвет. Таким образом, белый стоит на D1, а черный — на D8.

Игра начинается обычно ходом пешки. Знаменитое Е2-Е4. Реже первым идет конь. Право старта всегда за белыми.

Теперь давайте разберемся, какой возможностью обладают фигуры. Без этого невозможно научиться играть в шахматы быстро.

Кто как ходит

Итак, пехота, она, конечно, царица полей, но больно медленная. Пока построятся, передислоцируются, окопаются. Это потом — ура! И в бой.

Здесь точно так же. Пешка ходит только вперед и только на одно поле. Исключением является начало движения. Можно перескочить и сразу оказаться на 4-й и 5-й горизонтали соответственно. Атакует она только наискосок. Если дойдет до противоположного конца доски, превращается в любую фигуру, кроме короля. Вот такой скрытый потенциал.

А вообще, в умелых руках и с наметанным глазом, пешками можно сделать очень многое!

Схожим образом двигается и король. Он у нас особа царственная, ему спешить не пристало. Поэтому только одна клетка, господа, правда, в любую сторону. Исключением является долгая рокировка, но об этом позже.

Как научиться играть в шахматы, если не знать, что конь всегда ходит буквой «Г»? Малышей обычно учат присказке — «скок, скок и в бок», то есть 2 поля прямо и одно в сторону. Присмотритесь к рисунку, на нем кавалерия изображена внизу.

Следующая фигура — ладья. Это колесница. Она очень мощная, тяжелая, поэтому мчится только по прямой линии, правда, может очень далеко. Двигайтесь ею свободно по горизонтали и вертикали в любую сторону. На рисунке она изображена справа.

Самый сильный герой этой стратегии — ферзь. Советник, визирь, серый кардинал. В его руках вся власть в государстве. Поэтому и полномочия наивысшие. Он спокойно ходит в любую сторону на неограниченное количество клеток. Гляньте на чертеж, выше на странице. Корона на нем обозначает ферзя.

Слон, он же офицер, достаточно экстравагантный персонаж. Он может двигаться только по диагонали, причем исключительно того цвета, на котором стоял в начале игры. По силе он сравним с конем, правда, немного быстрее в плане реакции. Пока тот допрыгает зигзагами, слон уже все закончит.

Теория игры

Вы все еще спрашиваете, как научиться играть в шахматы? Не торопитесь. После того, как будет освоена база, переходим к более глубоким познаниям. Без них вам гарантированно обеспечен провал на этом поприще.

А теории очень много, тем более что всю ее придется прорабатывать на практике. Разделов мало, но накопленной информации — море!

Итак, существует деление партии на три части. Дебют — начало, миттельшпиль — середина и эндшпиль — конец. Каждую из них изучают отдельно, а после в игре стараются разыграть знакомую ситуацию.

Второй раздел — как взаимодействуют фигуры. От простых (атака, поддержка, ограничение, перекрытие) до сложных тактических и виртуозных стратегических сюжетов. Последние начинаются в дебюте, а понятными могут стать только в эндшпиле.

Кратко о композиции

Последнее, что стоит сегодня озвучить — это, конечно, искусство. Хотите узнать, как научиться играть в шахматы и при этом стать художником? Никак не связанные сферы?
Отнюдь! Здесь на помощь приходит такая дисциплина, как композиция.

Создавалась она вспомогательной для обучения. Разбирались отрывки партий, анализировались решения мастеров. Впоследствии она переросла в самостоятельную отрасль. Сегодня это вид деятельности, призванный развить наблюдательность, комбинаторику и логическое мышление.

Любите головоломки, а развиваетесь только с помощью судоку? Это вы не знакомы с шахматной композицией! Решите парочку этюдов, и посмотрим, не она ли станет вашим любимым способом отвлечься от рутины…

Удачи вам, дорогие читатели!

Никогда не поздно научиться играть в шахматы — самую популярную игру в мире! Изучить правила шахмат несложно:

Шаг 1. Как установить доску

Перед игрой доска располагается так, чтобы в правом нижнем углу перед каждым из игроков находилось белое поле. Шахматные фигуры расставляются всегда одинаковым образом. Второй ряд (или горизонталь) занимают пешки. Ладьи стоят по углам, рядом с ними — кони, после коней — слоны, наконец, ферзь ставится на поле своего цвета (белый ферзь на белое, чёрный на чёрное), и король занимает оставшееся поле.

Шаг 2. Как ходят фигуры

Каждая из 6 фигур ходит по-своему. Фигуры не могут перепрыгивать через другие фигуры (за исключением коня) или вставать на поле, где уже стоит фигура того же цвета. Однако, они могут встать на место фигуры противника, которая считается взятой. Фигуры обычно размещают так, чтобы они угрожали фигурам противника взятием (встать на поле, где стояла взятая фигура, заменив её), защищали свои собственные фигуры, которым грозит взятие, или контролировали важные поля на доске.

Как ходить в шахматах

Король — самая важная фигура, но при этом и одна из самых слабых. Король может ходить только на одно поле в любом направлении: вверх, вниз, в стороны и по диагонали. Король никогда не может вставать на битое поле (где его может взять фигура соперника). Когда король атакован другой фигурой, это называется «шах».

Как ходить в шахматах

Ферзь — самая сильная фигура. Он может ходить по прямой в любом направлении — вперёд, назад, в стороны или по диагонали на любое число полей, но при этом он не может перепрыгивать через другие фигуры. Если ферзь или любая другая фигура берёт фигуру соперника, ход заканчивается. Смотрите, как белый ферзь берёт чёрного, вынуждая чёрного короля сделать ход.

Как ходить в шахматах

Ладья может ходить на любое число клеток, но только вперёд, назад и в стороны (не по диагонали). Ладьи особенно сильны, когда они защищают друг друга и действуют сообща!

Как ходить в шахматах

Слон может ходить по прямой на любое число клеток, но лишь по диагонали. В течении игры каждый слон всегда ходит по клеткам одного и того же цвета (светлым или тёмным). Слоны хорошо действуют сообща, поскольку они прикрывают слабые стороны друг друга.

Как ходить в шахматах

Кони ходят иначе, чем другие фигуры — на два поля в одном направлении и далее на одно поле под углом 90 градусов, буквой «Г». Конь — единственная фигура, которая может перепрыгивать через другие фигуры.

Как ходить в шахматах

Пешка — необычная фигура, она ходит и берёт по-разному: ходить пешка может лишь вперёд, а брать — лишь по диагонали. Пешка может передвигаться только на одну клетку за один ход, кроме самого первого хода, когда она может сходить вперёд на одну или на две клетки. Пешка может брать только по диагонали на одну клетку перед собой. Пешка не может ходить или брать назад. Если другая фигура находится прямо перед пешкой, пешка не может сходить вперёд и не может взять эту фигуру.

Шаг 3. Изучите особые правила шахмат

В шахматах есть несколько особых правил, которые поначалу могут показаться нелогичными. Они были придуманы, чтобы сделать игру более весёлой и интересной.

Как превратить пешку в шахматах

У пешки есть одна замечательная особенность — если она доходит до противоположной стороны доски, она может стать любой другой фигурой (это называется «превращением пешки»). Пешка может превратиться в любую фигуру. Существует заблуждение, что пешка может превратиться лишь в одну из ранее взятых фигур. Это НЕ так. Как правило, пешку превращают в ферзя. Превращаться в другие фигуры могут только пешки.

Как выполнить взятие на проходе

Последнее правило, касающееся пешек, называется «взятие на проходе». Пешку, которая только что продвинулась на два поля в один ход от своей первоначальной позиции, может взять пешка соперника, занимающая поле на той же вертикали и на соседней горизонтали, как если бы последний ход взятой пешки был только на одно поле, которое она миновала. Такое взятие возможно только ходом, следующим за продвижением на два поля, и невозможно впоследствии. Изучите пример, чтобы лучше понять это необычное, но важное правило.

Ещё одно особое правило шахмат называется «рокировкой». Рокировка позволяет сделать две важные вещи за один ход: обезопасить (по возможности) вашего короля и вывести из угла ладью, включив её в игру. Совершая рокировку, игрок перемещает своего короля на два поля по направлению к ладье, затем эта ладья перемещается на поле, которое король только что пересек (смотрите пример). Рокировку можно выполнить только при соблюдении следующих условий:

  • до рокировки король ни разу не ходил
  • до рокировки соответствующая ладья ни разу не ходила
  • между королём и ладьёй не должно находиться других фигур
  • король не может находиться под шахом или пересекать поле, атакованное фигурой противника

Обратите внимание, что при рокировке на королевский фланг король оказывается ближе к краю доски. Этот ход называется «короткой рокировкой». Рокировка на другой фланг, через поле, где находился ферзь, называется «длинной рокировкой». Как при короткой, так и при длинной рокировке король передвигается только на два поля.

Шаг 4. Выясните, кто в партии ходит первым

Игрок с белыми фигурами всегда ходит первым. Чтобы решить, кто будет играть белыми, игроки обычно подкидывают монету или один из игроков угадывает цвет пешки, спрятанной в руке соперника. Потом белые делают ход, далее чёрные делают ход, потом снова белые, потом чёрные и так далее по очереди до конца игры. Возможность ходить первым — это небольшое преимущество, которое даёт игроку возможность немедленно начать атаку.

Шаг 5. Напомним как выиграть партию в шахматы

У шахматной партии есть лишь два возможных исхода: мат или ничья.

Цель игры — поставить мат королю соперника. Мат происходит, когда король попадает под шах и не может от него уйти. Защититься от шаха можно тремя способами: отступить на другое поле (не рокировкой!), закрыться от шаха другой фигурой или взять фигуру, напавшую на короля. Если король не может избежать мата — партия завершена. Обычно короля не берут и не снимают с доски, партия просто объявляется законченной.

Когда партия заканчивается вничью

Иногда шахматная партия заканчивается не победой, а ничьей. Существует 5 причин, по которым игра может завершиться ничьей:

  • На доске возникает пат, если у игрока, который должен ходить, нет ни одного возможного хода, а его король не находится под шахом
  • Игроки могут просто согласиться на ничью и прекратить игру
  • На доске недостаточно фигур, чтобы поставить мат (например, король и слон против короля)
  • Игрок объявляет ничью, если одна и та же позиция на доске повторяется три раза (не обязательно три раза подряд).
  • Последние 50 ходов были завершены каждым игроком без продвижения пешек и без взятий

Шаг 6. Изучите основные стратегические приемы

Есть четыре простые вещи, которые должен знать каждый шахматист:

Защищайте своего короля

Переведите своего короля в угол доски, обычно там он в меньшей опасности. Не откладывайте рокировку. Обычно следует делать рокировку как можно раньше. Помните: не важно, насколько Вы близки к тому, чтобы объявить мат королю соперника, если Вашему королю первому объявят мат!

Не отдавайте фигуры

Не проигрывайте свои фигуры просто так! Каждая фигура ценна. Вы не сможете выиграть партию без фигур, которые должны поставить мат. Существует простая система, при помощи которой большинство игроков определяют относительную ценность каждой фигуры: Сколько стоят фигуры?

  • Пешка — базовая единица — 1 очко
  • Конь стоит 3 очка
  • Слон стоит 3 очка
  • Ладья стоит 5 очков
  • Ферзь стоит 9 очков
  • Король бесценен

На результат игры эти очки никак не влияют — это лишь система, которую Вы можете использовать для принятия решений во время игры. Она помогает Вам понять, когда лучше взять фигуру соперника, разменять фигуры или сходить как-то ещё.

Контролируйте центр шахматной доски

Вам нужно стараться контролировать центр доски своими фигурами и пешками. Если вы контролируете центр, у вас будет больше места для маневров своих фигур, а вашему противнику будет сложнее найти хорошие поля для своих. В приведённом выше примере белые, стремясь контролировать поля в центре, делают сильные ходы, а черные — слабые.

Используйте все Ваши фигуры

В приведённом выше примере белые задействовали в игре все свои фигуры! Ваши фигуры бесполезны, пока они застряли на первой горизонтали. Постарайтесь развить все свои фигуры так, чтобы собрать больше сил для атаки на короля соперника. В игре с достойным соперником атака на короля одной или двумя фигурами не сработает.

Шаг 7. Практикуйтесь, играя как можно больше

Чтобы совершенствоваться в шахматах, вам важнее всего играть! Не важно, играете ли вы дома с друзьями или родственниками или а сети, вам необходимо много играть, чтобы стать лучше. В наше время легко найти партии онлайн! .

Как играть в варианты шахмат

Хотя большинство людей играют в шахматы по стандартным правилам, некоторые любят играть в шахматы с изменёнными правилами. Они называются «вариантами шахмат». У каждого варианта свои правила.

Как играть в шахматы-960

Шахматы-960 используют стандартные правила, за исключением начальной позиции фигур на последней горизонтали, где они размещаются любым из 960 возможных способов, выбранным случайно. Рокировка происходит как и в обычных шахматах, король и ладья встают на привычные поля (g1 и f1, или c1 и d1). Шахматы-960 отличаются от обычных только большим разнообразием в дебюте.

Как играть по правилам шахматных турниров

Во многих турнирах применяется набор общих, схожих между собой правил. Такие правила не применяются в партиях, которые Вы играете дома или в сети, но Вам, возможно, всё равно захочется поиграть в них.

  • Тронул — ходи
    — Если игрок касается своей фигуры, он обязан сходить этой фигурой, если ход возможен. Если игрок касается фигуры соперника, он обязан её взять. Игрок, который хочет коснуться фигуры, чтобы поправить её, должен сначала заявить о своём намерении, сказав «поправляю».
  • Шахматные часы
    — В большинстве турниров используются шахматные часы, позволяющие задать время на партию, а не на ход. Оба противника получает одинаковое время на всю партию и самостоятельно решают, как его расходовать. Сделав ход, шахматист нажимает на кнопку или рычаг, запускающий часы соперника. Если у игрока закончилось время, и соперник заявляет об этом, допустивший просрочку проигрывает партию (если у соперника достаточно фигур, чтобы поставить мат, иначе присуждается ничья).

Часто Задаваемые Шахматные Вопросы (ЧаВо)

Как мне повысить уровень игры в шахматы?

Знакомство с правилами и основами стратегии — это только начало: шахматы так сложны, что целой жизни не хватит, чтобы освоить все! Чтобы совершенствоваться, необходимо делать три вещи:

  1. Играйте много — просто продолжайте играть! Играйте как можно больше. Нужно извлекать уроки из каждой партии, независимо от того, победили Вы или проиграли.
  2. Учитесь с помощью Шахматных Уроков — если Вы действительно хотите быстро улучшить свою игру, Вам нужно пройти обучение в онлайн-уроках. Шахматные онлайн-уроки находятся .
  3. Наслаждайтесь — Не унывайте, если у вас не получается выигрывать все партии подряд. Все проигрывают – даже чемпионы мира. Если вы получаете удовольствие от игры и умеете извлекать уроки даже из проигранных партий, Вы будете любить шахматы всегда!

Какой первый ход в шахматах — сильнейший?

Хотя в шахматах и нет общепризнанно лучшего хода, важно с самого начала бороться за центр доски. По этой причине большинство игроков делают первый ход одной из центральных пешек (от ферзя или от короля) на две клетки вперёд 1. d4 или 1. e4. Другие игроки предпочитают 1. c4 или 1. Nf3. Большинство других ходов не столь хороши. Бобби Фишер считал ход королевской пешкой 1. e4 самым лучшим.

Какой цвет ходит первым?

Игрок с белыми фигурами всегда ходит первым.

Может ли пешка ходить назад?

Пешка не может ходить назад. Но когда пешка достигает противоположной стороны доски, Вы можете превратить её в другую фигуру (например, в ферзя). После этого она ходит как та фигура, в которую Вы её превратили, и может ходить назад.

Можно ли ходить больше чем одной фигурой за раз?

Во время своего хода Вы можете сходить лишь одной фигурой, но есть одно исключение! Когда вы делаете рокировку, за один ход Вы перемещаете короля и ладью.

Какая фигура в шахматах самая важная?

Король — самая важная шахматная фигура. Если проиграете короля, проиграете партию. Однако самая сильная шахматная фигура — это ферзь.

Когда были изобретены шахматы?

Происхождение шахмат до конца неизвестно. По наиболее распространённой версии шахматы возникли в Индии почти две тысячи лет назад из других похожих игр. Современные шахматы известны с 15-го века, когда игра стала популярна в Европе.

Какова цель шахмат?

Шахматы — это игра между двумя соперниками на противоположных сторонах доски, расчерченной на 64 клетки поочерёдно светлого и тёмного цвета. У каждого игрока есть 16 фигур: 1 король, 1 ферзь, 2 ладьи, 2 слона, 2 коня и 8 пешек. Цель игры — поставить мат королю соперника. Мат — это ситуация, когда королю угрожает фигура соперника (король находится под шахом) и он не может избежать этой угрозы.

Готовы начать играть в шахматы?!


56

33 098

1

Еще в древние времена много людей из разных социальных прослоек были увлечены этим загадочным миром и красотой такого искусства как шахматы. Впервые смотря на процесс этой интересной и увлекательнейший игры, можете подумать, что перед вами самая обыкновенная доска, которая состоит из 32 белых и 32 черных квадратов, на которой располагаются 32 фигурки. На самом деле, все не так уж и просто, как кажется!

Старт

Все зависит от планов – хотите быть простым любителем либо же стать профессионалом? Во втором случае потребуется обратиться к личному тренеру. Ведь чтобы познать все азы игры в шахматы, вам потребуется изрядно попотеть.

Для начала поставьте перед собой шахматную доску таким образом, чтобы в левом нижнем углу был расположен черный квадрат.

Итак, в первом ряду должны стоять пешки. После них идут ладьи. Потом кони. Затем следуют слоны, а уже по центру размещаются ферзь и король. Белый ферзь должен всегда находится на белом поле, и соответственно черный на черном.

Играть могут только два человека. Первый на белом поле, второй – на черном.

Ходить нужно по очереди.

За один ход передвигается только одна фигура.

Король

Это ключевая фигура (но в то же время самая слабая). Если он вдруг “погибнет” – считайте, партию вы уже проиграли. Король ходит на любое поле по соседству, правда всего на один квадрат. По сути, наша главная задача – это поставить короля соперника в безвыходное положение, которое называется мат. Если вы объявили мат – победа за вами!

Королева

Ферзь (или королева) – сильная фигура № 1. Она может двигаться вперед и назад, по диагоналям, в вертикальном и горизонтальном направлении. Всего за одну ходку может пройти как один квадрат, так и все поле.

Пешка

Это самая слабенькая фигурка в этой игре. Может ходить только вперед и всего лишь на один квадрат (или двойной ход, когда за один ход может побить сразу несколько фигурок соперника).

Интересный факт, что с самой слабой фигуры, пешка может превратиться в самую сильную, убрав другую фигуру на доске (помимо короля).

Как правильно играть

Теорию мы немножко разъяснили. Теперь о главном. Как же правильно играть в шахматы? Тем более, когда игра уже началась и одна фигурка преграждает путь другой. Итак, читаем и запоминаем.

Если на пути находится ваша фигура, то путь будет закрыт. В случае, когда стоит вражеская фигура другого цвета – вы можете побить ее и освободить дальнейший путь.

Рассмотрим конкретный пример. Представим, что путь белой пешке преградила черная. К примеру, побив ладью, белая пешка переходит на другую вертикаль и продолжает свое движение. Пройдя целое шахматное поле полностью, пешка может превратиться в любую фигуру.

Но есть одно исключение – это король. Его пешка побить не может, но объявляет ему шах. После шаха нужно немедленно защитить короля тому, кто за него играет. К примеру, защитить его другой фигурой и уйти в надежную зону (поле). Если “нападение” на короля вновь повторится, то будет объявлен мат. Партия закончена.

Для игры в шахматы нужна доска и набор фигур. Доска должна быть разделена на 64 равных черных и белых квадрата. Рядом с клетками по горизонтали проставлены латинские буквы (a, b, c, d, e, f, g, h), по вертикали – цифры от 1 до 8. В шахматы могут играть два человека. В распоряжении каждого имеется 16 фигур черного или белого цвета: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня, 8 пешек. При записи на бумаге каждая фигура имеет соответствующее обозначение, принятое во всем мире.

Перед началом игры фигуры расставляются на доске определенным образом:

  • белые фигуры занимают первый ряд, белые пешки – второй ряд, черные пешки – седьмой ряд, черные фигуры – восьмой ряд;
  • ладьи занимают клетки aи h, кони – клетки b и g, слоны – клетки c и f;
  • белый ферзь ставится на белую клетку из двух оставшихся посередине первого ряда, черный ферзь – на черную клетку из двух оставшихся посередине восьмого ряда, то есть напротив белого ферзя, короли занимают оставшиеся клетки.

Каждая шахматная фигура передвигается по доске по определенным правилам. Ферзя можно передвинуть на любое количество клеток по вертикали, горизонтали или диагонали. Ладья ходит на любое количество клеток по вертикали или горизонтали. Слон передвигается на любое количество клеток по диагонали. Конь ходит в виде буквы «Г»: на одну клетку по горизонтали и две клетки по вертикали или на две клетки по горизонтали и одну клетку по вертикали.

Пешка может ходить только вперед, причем при первом ходе ее можно передвинуть на одну или две клетки, при последующих ходах она перемещается только на одну клетку. Пешка может брать фигуры, стоящие на одну клетку правее или левее той, что впереди текущей позиции пешки. Если пешка доходит до противоположного края доски, то игрок должен заменить ее на любую фигуру того же цвета, кроме короля. Король передвигается на одну клетку в любом направлении.

Суть игры в шахматы заключается в том, чтобы поставить короля соперника в такое положение, когда у соперника не будет возможного хода, который позволил бы избежать взятия короля на следующем ходу. Говоря шахматным языком, задачей игрока является поставить сопернику шах и мат. Побеждает игрок, которому удается поставить мат сопернику. Если же на доске складывается такая ситуация, когда ни один игрок не может поставить мат, то партия заканчивается вничью.

Шахматную партию начинает тот, кто играет белыми фигурами, потом игроки делают ходы по очереди. Фигуры, передвигающиеся на любое количество клеток (слон, ладья, ферзь), не могут перескакивать через фигуры, стоящие на их пути. Конь может перескакивать через фигуры. Фигуры не могут ходить на поле, занятое фигурой того же цвета, но могут ходить на поле, занятое фигурой соперника. В этом случае фигура соперника снимается с доски и в игре больше не участвует. На шахматном языке это называется «съесть фигуру».

В определенных случаях король во время игры может сделать рокировку. Рокировкой называется перемещение короля со своего начального места на два поля по направлению к любой ладье того же цвета и перемещение этой ладьи на поле, которое король только что пересек. Нельзя произвести рокировку, если король или ладья уже ходили, если поле, на котором король стоит, которое он должен пересечь или которое он должен занять, атаковано фигурой соперника. Рокировка также невозможна, если между королем и ладьей находится какая-либо другая фигура.

Если на доске складывается ситуация, когда король атакован фигурой соперника, то объявляется «шах». В этом случае нужно переместить короля в положение, где бы ему не угрожала опасность, либо поставить между королем и угрожающей фигурой другую фигуру. Ни одна фигура не может ходить так, чтобы ставить своего короля под шах или оставлять короля под шахом. Игрок обязан защитить своего короля в случае шаха. Если на доске складывается ситуация, когда, куда бы ни пошел король, везде ему угрожает опасность, но и на месте он оставаться не может, то объявляется «мат королю».

Партия заканчивается вничью, если:

  • игрок, который должен ходить, не имеет возможного хода и его король не находится под шахом (эта ситуация называется «пат»);
  • возникает позиция, в которой ни один из игроков не может поставить мат королю партнера любой серией возможных ходов (эта ситуация называется «мертвая позиция»);
  • какая-нибудь одинаковая позиция может возникнуть или возникла на шахматной доске, по крайней мере, три раза;
  • каждый игрок сделал последние 50 последовательных ходов без продвижения какой-либо пешки и без взятия какой-либо фигуры;
  • игроки договариваются о том, что в сложившейся ситуации возможна ничья.

Поделиться ссылкой

Шахматы
– это увлекательная настольная игра, которая имеет многолетнюю историю.

Перед тем, как научиться играть в шахматы, нужно узнать, какая может быть польза от этой игры для человека.

Шахматы – это вам не «Dota
»
и не «World
of
Tanks
»
, где нужно расслабленно сидеть и не думать, шахматы — это настольная игра, которая требует умственного обдумывания.

Большинство из нас видели эту игру, но мало, кто интересовался, как в нее играть и какая от нее польза.

Сама по себе настольная игра уже ДАВНО потеряла свою популярность в кругах молодежи, и привлечь детей и подростков к данному виду развлечения трудно, тем более в эпоху компьютерных игр.

На наш взгляд, некоторую молодежь можно привлечь к данной игре за счет объяснения им пользы шахмат для головного мозга.

Итак, что развивают шахматы у детей и взрослых?

  1. Шахматы развивают логическое мышление;
  2. Шахматы развивают интеллект.

1. Шахматы развивают логическое мышление

Шахматы развивают логику, так как во время игры вы можете находить более выгодное решение для определенных действий в будущем. Вы, в отличие от остальных, научитесь уметь просчитывать все ваши дальнейшие действия на 7-8 шагов вперед.

Логическое мышление позволит вам во всем находить причинно-следственную связь и находить суть вещей. Все это вам поможет быть дальновидным и прагматичным для политики, экономики и любой другой важной для общества деятельности.

2.Шахматы развивают интеллект

Настольная игра позволяет вам очень четко сосредоточиваться на, каких либо вещах, данное умение очень полезное для любой работы и задач.

Любые действия заставляют игрока запоминать свои ходы и местоположение фигур, и такой процесс развивает память, которая необходима успешным людям.

Обучение игры в шахматы

У некоторых читателей уже, наверняка, появилась мотивация узнать о том, как хорошо и быстро научиться играть в шахматы с нуля? Для таких людей мы попытаемся провести обучение шахматам.

Можно научиться играть в шахматы разными способами, можно пойти в шахматные секции или можно научиться играть самостоятельно.

Но, раз вы нашли эту статью, то для вас выгоднее научится играть самому и без денежных затрат.

Правила игры в шахматы

В шахматной партии, каждый игрок делает шаг своей фигурой по одному ходу поочередно.

Первым, всегда, начинает тот игрок, у которого фигурки белого цвета.

Цель игры ­– сделать мат для вражеского короля.

Шах – это нападение на короля любой вражеской фигуркой.

Мат – это нападения на короля, в котором игрок не может спасти короля от нападения.

На некоторых шахматных досках изображены вертикально цифры и горизонтально буквы напротив всех черных и белых квадратиков.

Данные цифры и буквы служат для удобства перемещения фигурок по игровому полю.

В настольной игре принимают участие ДВЕ стороны (игроки), каждый из которых имеет:

  • ВОСЕМЬ пешек;
  • ДВЕ ладьи (в углах доски);
  • ДВА коня (возле ладьи);
  • ДВА слона (возле коней);
  • ОДИН ферзь (в центре доски);
  • ОДИН король (в центре доски).

Все фигуры имеют способности уничтожать фигуры противника для того, что бы добраться до короля.

Пройдемся коротко по каждой фигурке.

Пешка

– самая простая фигурка, которая может ходить на одно поле и только вперед по клеточкам (вертикально).

Пешка не может ходить горизонтально, назад, а также перепрыгивать через другие фигуры.

Ладья

– фигурка, которая может двигаться прямыми линиями вперед, назад, влево и вправо на, абсолютно, любое клеточное расстояние.

Ладья не может перепрыгивать через другие фигуры.

Конь

– специфическая фигурка, которая может передвигаться буквой «Г» в любом направлении.

Конь передвигается на две клетки вперед или назад, а также одной клеткой направо или налево.

Данная фигура может перепрыгивать все остальные фигуры.

Слон

– ходит по диагональной плоскости в любую сторону игральной доски.

Ферзь

– очень мощная фигурка, которая может передвигаться практически где угодно.

Ферзь может ходить от себя по горизонтали, вертикали и диагонали (как слон и ладья).

Король


– главная фигура, которая ходит в любом направлении на любое соседнее поле.

Нюансы:

Если любая пешка дойдет до крайней горизонтали, то по правилам, пешка превращается в другую фигуру, но не в короля.

В шахматах есть особый ход, который называется рокировкой и данный ход включает в себя действие одновременно двух фигурок.

С помощью рокировки фигурка короля может передвигаться в сторону фигурки ладьи. Ладья в свою очередь может переноситься через короля и стать рядом с ним.

По правилам игроки рокировкой могут воспользоваться только один раз.

Вот такое краткое руководство и методика обучения шахматам.

Побеждайте и обучайте.

Если ты только начинаешь знакомиться с захватывающей интеллектуальной забавой с красивыми черно-белыми фигурами на клетчатом поле, то игра «Шахматы для начинающих» как раз для тебя. Красивая четкая графика и несложный игровой процесс доставят тебе массу удовольствия. Начинай играть и попробуй сразиться с компьютером и проверить свою сообразительность, а также набирайся бесценного опыта ведения боя и усовершенствовать навыки.

Приступая играть «Шахматы для начинающих» можно детально ознакомиться с правилами или же сразу начать партию. Право первого хода предоставляется тебе, так как в твоем управлении армия белого правителя. Начинай продвигаться с пешек, чтобы открыть путь своим сильным персонажам. Только не спеши сразу открывать тыл, ведь хитрый противник только этого и ждет.

Он сразу пускает в ход свою королеву и может поставить тебе шах и мат. Защищайся различными фигурами, каждая из которых двигается по-своему. У тебя всегда есть возможность отменить совершенное действие и еще раз хорошенько подумать. Также справа игрового поля фиксируются твои ходы и действия твоего соперника.

С помощью развивающей игры «Шахматы для начинающих» ты получишь хорошую зарядку для ума, потренируешь свою память и внимательность, сообразительность и логическое мышление. А также сможешь весело и интересно провести время, радуясь каждой победе и получая полезный опыт от каждого поражения. Мудрых тебе решений и ярких побед!

Ваш ребенок никогда не играл в шахматы? Вы хотели бы научить его с нуля этой игре? Тогда вам будет очень полезно прочитать эту статью. Даже если вы сами не специалист по шахматам, вы сможете обучить дошкольника азам этой игры.

Для начала можно рассказать малышу историю создания шахмат (в зависимости от возраста ребенка можно немного менять рассказ).

Легенда о появлении шахмат

В давние времена правителем Индии был молодой юноша Баграм. Он никогда не слушался чужих советов, был чрезвычайно вспыльчивым и самолюбивым. Баграм без конца воевал со своими соседями, даже если те имели более сильные войска. В результате Индия была близка к разорению, люди начали голодать. Придворные никак не могли убедить раджу (тогда в Индии так называли правителей) не прибегать к военной силе.

Однажды один из мудрецов по имени Назирь предложил Баграму сыграть в изобретенную им игру, под названием «шахматы». Каждый из двух соперников в этой игре имел свою армию, напоминающую реальное войско того времени – она состояла из пехотинцев, коней, слонов, ладей. В шахматы выигрывал тот, кто был мудрее и дальновидней, ведь по силам обе армии были равны.

Шахматы так понравились молодому правителю, что он моментально стал сильным игроком, велел всем придворным научиться игре, и начал вести с ними бесконечные битвы на доске.

А мудреца за великое изобретение он решил щедро наградить. Но когда правитель спросил Назиря, что он хочет, тот ответил: «Мне нужно совсем немного зерен, будет достаточно, если на первую клетку шахматной доски положить одно зерно, а на каждую следующую в 2 раза больше, чем на предыдущую. И отдашь их мне.»

Баграм, удивившись скромной просьбе, самоуверенно пообещал подарить Назирю его мешок пшеницы. Но мудрец просил его не торопиться с ответом и посчитать, сколько же зерен необходимо.

Когда лучшие ученые сосчитали необходимое количество зерен, их изумлению не было предела. Всего получилось 18 квинтильонов пшеницы, это огромное количество — больше, чем песчинок в пустыне Сахара!

Раджа понял, что Назирь проучил его за самоуверенность. Он был потрясен его мудростью и проникся огромным уважением к шахматам.
Правитель понял, что необходимо прислушиваться к мнению других. Баграм начал постоянно играть в шахматы, наладил отношения с соседями, а воевал теперь только на шахматной доске. В Индии он начал развивать сельское хозяйство и ремесла, и Индия стала процветать.

Теперь можно познакомить ребенка с правилами шахмат.

Основные элементы и правила игры

Шахматная доска

Покажите ребенку шахматную доску.

Шахматная доска состоит из 64 темных и светлых квадратов, которые называются полями. Вне зависимости от оттенка полей, светлые называются белыми, а темные – черными. То же самое касается и фигур – светлые называются белыми, темные — черными. Расцветка полей арены сражений чередуется. Доска имеет нумерацию горизонталей цифрами от одного до восьми, а вертикалей – иностранными буквами от a до h.

Важно правильно расположить шахматную доску – слева должно быть черное поле. Шахматная доска – это место битвы, здесь сражаются две армии фигур во главе с королями.

Шахматные войска

У каждого противника есть армия из 16 фигур. Когда фигура передвигается по доске, это называется ход. Фигуры могут «съедать» врагов, при этом съеденные убираются с клеток, а победившие – ставятся на их места.

Король

Король – центральная фигура в игре, но и очень слабая. Он делает очень скромные ходы – на один шаг (поле) во все стороны, и «ест» таким же образом. Короля очень важно защищать и оберегать, потому что, если король «погибнет» — партия заканчивается.

Ферзь

Ферзь – означает военачальник, полководец. Любители ошибочно называют ферзя королевой. Для маленьких детей можно оставить это название – им будет интересней осваивать шахматы.

Ферзь – сильнейшая фигура, он делает ходы по прямым и диагоналям на любое количество полей, съедает фигуры соперников таким же образом.

Ладья

Каждый игрок имеет по две ладьи, они стоят по углам доски. Запомнить ход ладьи малышам поможет такой стишок – «Я характером упряма, потому хожу лишь прямо». Ладья ходит всегда по прямым линиям и «съедает» фигуры так же.

Привет друзья. С вами Жорик. Для того, чтобы полностью от А до Я изучить все правила шахмат, воспользуйтесь списком статей которые вы видите выше.

Эти правила игры в шахматы подойдут для игрока любого уровня. Как для начинающих, так и для детей различного возраста. Для новичка вообще самое то.

Если ваш ребенок хочет научиться играть в шахматы и освоить все правила игры, то просто дайте ему ссылку на эту страницу и все.

Ему нужно изучить каждую статью с 1 по 22 и все правила шахмат у него в кармане. Тем более все все показано в картинках, а в некоторых статьях есть еще и видео.

Мы постарались затронуть все темы. Основные правила шахмат, как ходят различные фигуры, правила ходов таких фигур как пешка: ладья, конь, слон, ферзь, король. Мы рассказали что такое рокировка, показали правила расстановки шахмат на доске.

Рассказали про основные виды игр, такие как классика, рапид, блиц, быстрые шахматы и про то какое время дается на каждый вид игры. Все кратко и по теме.

В самой первой статье про правила шахмат мы даже дали официальные правила фиде (FIDE), и если хотите, вы можете просто скачать их, распечатать, чтобы в нужный момент заглядывать туда.

Шахматы — это тоже спорт. И правила всех соревнований, турниров и чемпионатов по шахматам абсолютно такие же, что мы вам дали выше.

В шахматах правила надо знать, а как можно играть правильно без знания основ. Некоторые новички не знают элементарного, что делать если пешка дошла до конца или король дошел до конца другого края доски.

Не знают и стратегии игры в шахматы и что такое битое поле или взятие пешки на проходе.

А знаете ли вы что есть шахматы на троих и какие правила китайских шахмат? Мы обязательно расскажем вам об этом в следующих статьях.

02.08.2017 | 00:15

День добрый, дорогой друг! Пространство для игры в шахматах называется шахматной доской. Если слово «доска» не нравится, можно назвать ее так: игровое шахматное поле. Только не следует путать…

30.07.2017 | 00:17

День добрый, дорогой друг! Шахматисты люди изобретательные. После того, как они придумали контроль времени, этот самый контроль также стали классифицировать. Рапид в шахматах — один из форматов игры со…

В этой статье:


Шахматы — это интересная игра, в которую могут начинать играть дети со среднего дошкольного возраста. Шахматы помогают развивать логику, терпение, усидчивость, способствуют развитию спортивного духа.

Психологи и педагоги утверждают, что в процессе игры в шахматы малыши получают больше возможностей для развития внимания, аналитического мышления и памяти в непринуждённой игровой форме. Юные шахматисты обычно не имеют проблем с математикой в школе, отличаются дисциплинированностью, способностью ставить цели и достигать их.

Хорошо, если есть возможность записать ребёнка в раннем возрасте в шахматный кружок или даже школу с перспективой занятий на профессиональном уровне. Если же такой возможности нет, то родители могут самостоятельно раскрыть перед малышом правила игры в шахматы, практикуясь с ним время от времени.

Ежедневные игры в шахматы научат ребёнка думать, разовьют у него чувство ответственности, умение аналитически мыслить, способность быть решительным, смелым, просчитывать ситуации на несколько ходов вперёд.

Объясняя правила игры в шахматы малышам, можно столкнуться с непониманием и отсутствием у них желания понять и применить на практике вновь полученную информацию. Именно поэтому уместным будет подготовить ребёнка — рассказать ему увлекательную легенду об этой игре.

Легенда о шахматах

Много сотен лет назад, когда у людей ещё не было новомодных гаджетов, а также телевизоров и даже радио, жил раджа Баграм — тиран, который веселил себя постоянными войнами с соседями. Один из его слуг, Назир, желая переключить внимание правителя на что-то более

безопасное, чем война, решил увлечь его новой игрой.

Для этого он использовал доску с 64-мя клетками, на которой размещались и вели действия король, конница и пехота. Также на доске располагались слоны и крепости, идентичные настоящим. Настольная игра понравилась правителю, потому что полностью соответствовала его представлениям о войске и военных действиях.

Желая поощрить изобретателя, он спросил, как его можно наградить. В ответ на это мудрец предложил дать ему ровно столько зёрен, сколько поместится на доске, если следовать алгоритму: на 1 клетку — 1 зерно, на вторую — 2 зерна и так далее. Сначала правитель лишь посмеялся и посчитал Назира глупцом, раз он попросил такую ничтожную награду вместо гор золота или власти. Но когда начали считать рис, увеличивая количество зерен в два раза с каждой клеточкой, в итоге полученная цифра оказалась настолько огромной, что правитель ещё больше зауважал мудреца и его игру.

Правила игры в шахматы много раз менялись, но в том варианте, в котором известны сегодня, были утверждены ещё несколько сотен лет назад. Шахматные фигуры расположены на доске из 64 клеток, среди которых 32 чёрных и 32 белых. Располагать доску и расставлять на ней фигуры нужно так, чтобы белая клетка оказалась в ближайшем правом углу.

Армия игрока составляет 16 шахматных фигур, среди которых король и королева, по два слона, ладьи и коня, а также 8 пешек. Ладьи выставляются по краям в ближнем ряду, коней устанавливают чуть ближе к центру, заканчивают слонами. Две оставшиеся

клетки предназначаются для короля и ферзя, причём ферзь ставится на клетку своего цвета. Весь второй ряд предназначен для пешек.

Первыми начинают ходить белые. Один ход — движение одной фигурой. «Убить» фигуру противника можно, если сделать ход на клетку, где она стоит. Основная задача — окружить короля противника раньше, чем это сделает он.

Шахом называют ситуацию, когда король противника находится под ударом, но ещё может перейти на безопасную клетку. Если переход не представляется возможным, то объявляется мат и присваивается победа.

Подробнее о правилах

Играть в шахматы очень интересно, когда знаешь правила. Именно поэтому задача родителей — научить начинающих шахматистов основам игры,

позаботившись о том, чтобы они не потеряли к ней интерес с самого начала.

Итак, начнем с того, что в игру играют два игрока. Каждый выбирает для себя фигуры белого или чёрного цветов. Доска, как уже было отмечено выше, имеет 64 клетки белого и чёрного цветов, чередующиеся между собой.

Фигуры могут передвигаться только по свободным квадратам. Если она перемещается в занятый противником квадрат, то фигура, которая его занимала, берётся «в плен» и выбывает из игры.

Рассмотрим правила движения фигур.

Ферзь (он же королева) — это самая подвижная из фигур. Королева ходит по вертикали, диагонали и горизонтали с того квадрата, на котором стоит.

Слон — ходит по диагонали.

Ладья — ходит по горизонтали и вертикали. Ладья и слон не способны перескакивать через квадраты, занятые другими фигурами.

Конь — перескакивает через фигуры, ходит по принципу буквы «Г». В дошкольном возрасте правила ходьбы коня для начинающих шахматистов могут показаться слишком сложными, поэтому

объяснить их можно, предлагая двигать фигурой поклеточно.

Пешки — ходят вперед на одну клетку. По желанию игрока в первом ходу каждую из пешек можно сдвинуть сразу на два поля. Если пешка «завоёвывает» фигуру противника, то она перемещается по диагонали в её квадрат. Пешка, которая достигает противоположного края доски, может стать любой из фигур. После этого её можно заменить выбранной фигурой или просто запомнить её новые функции.

Король — переходит на одну клетку. Один раз за игру может перейти на два поля к ладье, которая должна быть переставлена через него на соседний квадрат.

Это основные правила игры, которые нужно донести до ребёнка в самом начале обучения.

Как учить детей играть

Нужно быть готовыми к тому, что начинающим детям, даже знающим правила, будет крайне непросто заставить себя проявить терпение и освоить азы, чтобы впоследствии получать удовольствие от процесса.

Шахматы — это игра, которая потребует от ребёнка последовательных, систематичных действий. С первого раза большинству из начинающих игроков процесс не понравится настолько, что продолжать снова не захочется. Главное — поддержать малыша в этот момент, не

оказывая на него давления и стимулируя желание продолжать дальше.

Первые шахматы для начинающих юных игроков должны быть красивыми. Лучше всего остановить выбор на классическом варианте шахмат с покрытыми лаком фигурами либо на шахматах с цветными пластиковыми фигурами для детей. Очень важно, чтобы фигуры и доска сразу увлекли ребёнка, вызывая у него желание поскорее выучить правила для начинающих и начать играть.

Перед началом игры нужно объяснить ребёнку правила, помочь ему расставить фигуры, сделать акцент на целях и средствах для их достижения.

Когда ребёнок освоит правила игры, можно переходить к первым партиям для начинающих, которые позволяют искать правильные ходы и строить логические цепочки. Естественно, что в первое время начинающим игрокам стоит поддаваться для того, чтобы мотивировать их продолжать дальше. Со временем малыши освоят целые комбинации, смогут самостоятельно разрабатывать стратегии, побеждая даже опытных противников.

ChessSet.jpg

Chess players in park, kiev.JPG

Шахматная партия ведётся между двумя соперниками на шахматной доске путём передвижения шахматных фигур. Соперником (игроком, партнёром и т. п.) в шахматной партии может быть один человек, коллектив из нескольких человек или компьютер.

Шахматная доска и ее расположение[править | править код]

Шахматная доска состоит из 64 клеток одинакового размера, попеременно светлых (белые поля) и тёмных (чёрные поля) по вертикали и горизонтали.

Шахматная доска располагается между игроками таким образом, чтобы ближнее угловое поле справа от каждого шахматиста было белым.

Ряд из 8 полей, идущий от края доски, ближайшего к одному игроку, к краю доски, ближайшего ко второму игроку, называется вертикалью.

Ряд из 8 полей, идущий от одного края шахматной доски к другому под прямым углом к вертикалям, называется горизонталью.

Ряд полей одинакового цвета, касающихся друг друга углами, называется диагональю. Диагональ, которая проходит из одного угла доски к другому, называется «большой диагональю».

Ведение партии[править | править код]

Оба партнёра должны играть по очереди, делая каждый раз один ход. Игрок, который имеет белые фигуры, начинает партию. Ход белых вместе с последующим ходом чёрных считается одним ходом. Кому из партнёров играть белыми, решает в товарищеской партии жребий или договорённость игроков, а в соревнованиях — регламент их проведения.

Фигуры и их расположение[править | править код]

a b c d e f g h
8

Chessboard480.svg

a8 чёрная ладья

b8 чёрный конь

c8 чёрный слон

d8 чёрный ферзь

e8 чёрный король

f8 чёрный слон

g8 чёрный конь

h8 чёрная ладья

a7 чёрная пешка

b7 чёрная пешка

c7 чёрная пешка

d7 чёрная пешка

e7 чёрная пешка

f7 чёрная пешка

g7 чёрная пешка

h7 чёрная пешка

a2 белая пешка

b2 белая пешка

c2 белая пешка

d2 белая пешка

e2 белая пешка

f2 белая пешка

g2 белая пешка

h2 белая пешка

a1 белая ладья

b1 белый конь

c1 белый слон

d1 белый ферзь

e1 белый король

f1 белый слон

g1 белый конь

h1 белая ладья

8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h

Начальное положение фигур

Перед началом игры каждый игрок имеет в распоряжении 16 фигур, которые располагаются :
Белые фигуры располагаются на 1 и 2 горизонталях, а черные на 7 и 8

  • 8 пешек (размещаются во втором ряду перед всеми остальными фигурами);
  • 2 ладьи (занимают угловые клетки слева и справа);
  • 2 коня (занимают места рядом с ладьями);
  • 2 слона (занимают места рядом с конями);
  • ферзь (занимает центральную клетку своего цвета);
  • король (занимает место рядом с ферзем).

Существует вариант шахмат под названием Шахматы-960 (шахматы Фишера). В них начальная расстановка фигур случайна и обычно сильно отличается от классических шахмат, хотя может оказаться и идентичной.

Общее понятие хода[править | править код]

За исключением рокировки, ходом называется передвижение одной фигуры с одного поля на другое — свободное либо занятое фигурой соперника. Ходы в шахматах выполняются соперниками по очереди.

Ни одна из фигур, за исключением ладьи во время рокировки и коня, не может пересекать поле, занятое другой фигурой (перепрыгивать другие фигуры).

Если фигура перемещается на поле, занятое фигурой противника, то фигура противника должна быть снята с доски игроком, который сделал ход. Такой ход называется взятием. Единственной фигурой, которая не может быть принята и снята с доски, является король.

Ходы фигур[править | править код]

  • Король — за исключением рокировки, передвигается со своего поля на одно из свободных смежных полей, которое не находится под ударом фигур соперника. Рокировка выполняется следующим образом: король перемещается со своего стартового поля на две клетки по горизонтали, а ладья при этом устанавливается на поле, которое пересёк король; таким образом, король оказывается за ладьёй, с которой он сделал рокировку. Рокировка окончательно невозможна, если король во время партии двигался. Также рокировка невозможна с ладьёй, которая уже двигалась. Рокировка временно невозможна, если поле, на котором находится король, или поле, которое он должен пересечь или занять, находится под ударом фигуры соперника. Также рокировка невозможна, если на горизонтали между королём и соответствующей ладьёй есть другая фигура — собственная или фигура соперника.
  • Ферзь — ходит по вертикалям, диагоналям и горизонталям, на которых он находится.
  • Ладья — ходит по вертикалям и горизонталям, на которых она находится.
  • Слон — ходит по диагоналям, на которых он находится.
  • Конь  — может пойти на одно из полей, ближайших к тому, на котором он стоит, но не на той же самой горизонтали, вертикали или диагонали[1].
  • Пешка — передвигается на одно поле только вперёд, за исключением взятия. Со стартовой позиции пешка может пойти как на одну, так и на две клетки вперёд. Пешка может взять любую фигуру соперника (кроме короля), которая расположена впереди неё на одну клетку по диагонали. Если пешка делает первый ход сразу на две клетки и после хода оказывается в одной горизонтали рядом с пешкой соперника, то она может быть взята этой пешкой; тогда последняя переходит на поле, через которое перешла сбитая пешка. Это взятие называется «взятие на проходе». Оно может быть осуществлено только сразу после того, как соперник сделал такой ход. Любая пешка, достигающая крайней горизонтали, должна быть тем же ходом заменена на ферзя, ладью, слона или коня того же цвета, что и пешка.

Осуществление хода[править | править код]

Ход считается сделанным:

  • при передвижении фигуры на свободное поле — когда рука игрока отпустила фигуру;
  • при взятии — когда взятую фигуру сняли с доски и когда игрок, поставив на новое место свою фигуру, отпустил её;
  • при рокировке — когда рука игрока отпустила ладью, ставшую на поле, которое король пересёк[2];
  • при превращении пешки, когда пешка снята с доски и игрок отнял руку от новой фигуры, поставленной на поле превращения[3].

Прикосновение к фигуре[править | править код]

Игрок может поправить расположение одной или нескольких фигур на их полях, предупредив заблаговременно соперника об этом.

В противном случае, если игрок прикоснётся:

  • к одной или нескольким своим фигурам  — он должен пойти первой фигурой, к которой прикоснулся и которой можно пойти;
  • к одной или нескольким фигурам соперника — он должен взять первую фигуру, к которой прикоснулся и которую можно взять;
  • к одной или нескольким из своих фигур и к одной или нескольким из фигур противника — он должен взять тронутую фигуру противника (по возможности, первую) своей тронутой фигурой (по возможности, первой); или, если взятие невозможно, пойти своей тронутой фигурой (по возможности, первой); или, если и это невозможно, взять тронутую фигуру противника (по возможности, первую) любой другой фигурой.

При невозможности выполнения ни одного из этих условий, игрок может сделать любой ход.

Шах[править | править код]

  • Шах королю имеет место, когда поле, которое он занимает, оказалось под ударом фигур противника.
  • Шах королю должен быть отражён следующим ходом. Шах можно отбить одним из следующих способов:
    • отойти королём на поле, которое не находится под ударом фигур соперника;
    • взять фигуру, которая угрожает королю;
    • прикрыть короля, поставив другую свою фигуру под удар на поле, находящееся между королём и фигурой, которая его атакует. Прикрыть короля невозможно от атаки конём и при двойном шахе.

Если шах невозможно отразить следующим ходом, то объявляется мат, и игрок, который поставил мат, объявляется победителем партии.

Выигрыш партии[править | править код]

  • Партия считается выигранной шахматистом, который дал мат королю соперника.
  • Партия считается выигранной тем из партнёров, противник которого признал себя побеждённым.
  • Партия считается выигранной, если у одного из шахматистов закончилось время на ходы, отведённое регламентом партии, и у его соперника при этом есть возможность поставить мат при условии наименее компетентной игры соперника. Шахматист, у которого закончилось время в этом случае, признаётся побеждённым, иначе присуждается ничья.
  • Партия считается выигранной, если один из шахматистов сделал два невозможных хода, и у его соперника при этом есть возможность поставить мат при условии наименее компетентной игры соперника. Шахматист, который сделал два невозможных хода в этом случае, признаётся побеждённым, иначе присуждается ничья.
  • Партия считается выигранной шахматистом, если его соперник нарушил некоторые правила игры. Например, при откладывании партии не записал секретного хода (умышленно или по забывчивости) или записал либо невозможный ход, либо ход, который может быть понят неоднозначно. Также игрок проигрывает, если он отказывается продолжать партию, не признав себя побеждённым и не сообщив арбитру об этом.
  • Партия считается проигранной шахматистом, если он не явился на турнир в пределах допустимого времени опоздания. Если его соперник явился, ему присуждается победа.
  • Игроку может быть присуждена победа, если у него нет пары или соперник был удалён из турнира.

Ничья[править | править код]

Партия заканчивается вничью:

  • В положении, когда возможность выигрыша исключена из-за «мёртвой позиции» (например, недостаточный материал — король против короля, король против короля с конём, король против короля с одним или несколькими однопольными слонами, король со слоном против короля со слоном при однопольных слонах).
  • Если король игрока (при его очереди хода) не находится под шахом и игрок не может сделать ни одного хода. Такое положение называется патом.
  • При взаимном согласии игроков (в случае применения софийских правил, по решению судьи).
  • По требованию игрока, если одна и та же позиция возникает три раза, или без него, если пять раз, причём очередь хода каждый раз принадлежит одному и тому же игроку и, кроме того, во всех случаях имеются абсолютно одинаковые возможности игры (право на рокировку или взятие на проходе) (троекратное повторение позиции)[4].
  • Когда игрок до совершения хода доказывает, что обеими сторонами сделано не менее 50 ходов, в течение которых ни одна фигура не была взята и ни одна пешка не сделала хода, или же заявляет о желании сделать ход, после которого возникает такая ситуация (правило 50 ходов). Если такая ситуация возникает после 75 ходов, игра заканчивается вничью без требования игрока. Если на доске мат, засчитывается победа.
  • Если у одного из шахматистов закончилось время на ходы, отведённое регламентом партии, или же он сделал два невозможных хода, а его соперник при этом не может поставить мат даже при условии наименее компетентной игры соперника (например, если остался одинокий король).
  • Если в последнем периоде игры упали оба флажка и невозможно установить, какой из них упал первым.
  • Если используются рекомендации ФИДЕ в последнем периоде без добавления, арбитр присуждает ничью после заявления шахматиста, у которого осталось меньше двух минут, а его соперник не может или не пытается выиграть партию нормальными способами (т. е. игра на флажок).

Примечания[править | править код]

  1. FIDE Laws of Chess taking effect from 1 January 2018, правило 3.6. Дата обращения: 7 июня 2020. Архивировано 24 ноября 2020 года.
  2. Если игрок выпустил из своей руки короля, ход ещё не считается законченным, но нет больше права делать другой ход, кроме рокировки.
  3. Если игрок отнял руку от пешки, достигнув поля превращения, то ход ещё не закончен, но нет больше права пойти пешкой на другое поле.
  4. Позиция считается повторённой, если фигуры одного и того же наименования и цвета занимают те же поля и при этом возможности игры этими фигурами одинаковые.

Литература[править | править код]

  • Golombek, Harry, ed. (1976), The Laws of Chess and their Interpretations, Pitman, ISBN 0-273-00119-1
  • Golombek, Harry (1977), Golombek’s Encyclopedia of Chess, Crown Publishing, ISBN 0-517-53146-1
  • Harkness, Kenneth (1970), Official Chess Rulebook, McKay, ISBN 0-679-13028-4

Шахматы — это интересная игра, в которую могут начинать играть дети со среднего дошкольного возраста. Шахматы помогают развивать логику, терпение, усидчивость, способствуют развитию спортивного духа.

Психологи и педагоги утверждают, что в процессе игры в шахматы малыши получают больше возможностей для развития внимания, аналитического мышления и памяти в непринуждённойправила игры в шахматы для начинающих детей игровой форме. Юные шахматисты обычно не имеют проблем с математикой в школе, отличаются дисциплинированностью, способностью ставить цели и достигать их.

Хорошо, если есть возможность записать ребёнка в раннем возрасте в шахматный кружок или даже школу с перспективой занятий на профессиональном уровне. Если же такой возможности нет, то родители могут самостоятельно раскрыть перед малышом правила игры в шахматы, практикуясь с ним время от времени.

Ежедневные игры в шахматы научат ребёнка думать, разовьют у него чувство ответственности, умение аналитически мыслить, способность быть решительным, смелым, просчитывать ситуации на несколько ходов вперёд.

Объясняя правила игры в шахматы малышам, можно столкнуться с непониманием и отсутствием у них желания понять и применить на практике вновь полученную информацию. Именно поэтому уместным будет подготовить ребёнка — рассказать ему увлекательную легенду об этой игре.

Легенда о шахматах

Много сотен лет назад, когда у людей ещё не было новомодных гаджетов, а также телевизоров и даже радио, жил раджа Баграм — тиран, который веселил себя постоянными войнами с соседями. Один из его слуг, Назир, желая переключить внимание правителя на что-то более правила игры в шахматы для начинающих детейбезопасное, чем война, решил увлечь его новой игрой.

Для этого он использовал доску с 64-мя клетками, на которой размещались и вели действия король, конница и пехота. Также на доске располагались слоны и крепости, идентичные настоящим. Настольная игра понравилась правителю, потому что полностью соответствовала его представлениям о войске и военных действиях.

Желая поощрить изобретателя, он спросил, как его можно наградить. В ответ на это мудрец предложил дать ему ровно столько зёрен, сколько поместится на доске, если следовать алгоритму: на 1 клетку — 1 зерно, на вторую — 2 зерна и так далее. Сначала правитель лишь посмеялся и посчитал Назира глупцом, раз он попросил такую ничтожную награду вместо гор золота или власти. Но когда начали считать рис, увеличивая количество зерен в два раза с каждой клеточкой, в итоге полученная цифра оказалась настолько огромной, что правитель ещё больше зауважал мудреца и его игру.

Правила игры в шахматы много раз менялись, но в том варианте, в котором известны сегодня, были утверждены ещё несколько сотен лет назад. Шахматные фигуры расположены на доске из 64 клеток, среди которых 32 чёрных и 32 белых. Располагать доску и расставлять на ней фигуры нужно так, чтобы белая клетка оказалась в ближайшем правом углу.

Армия игрока составляет 16 шахматных фигур, среди которых король и королева, по два слона, ладьи и коня, а также 8 пешек. Ладьи выставляются по краям в ближнем ряду, коней устанавливают чуть ближе к центру, заканчивают слонами. Две оставшиеся правила игры в шахматы для начинающих детейклетки предназначаются для короля и ферзя, причём ферзь ставится на клетку своего цвета. Весь второй ряд предназначен для пешек.

Первыми начинают ходить белые. Один ход — движение одной фигурой. «Убить» фигуру противника можно, если сделать ход на клетку, где она стоит. Основная задача — окружить короля противника раньше, чем это сделает он.

Шахом называют ситуацию, когда король противника находится под ударом, но ещё может перейти на безопасную клетку. Если переход не представляется возможным, то объявляется мат и присваивается победа.

Подробнее о правилах

Играть в шахматы очень интересно, когда знаешь правила. Именно поэтому задача родителей — научить начинающих шахматистов основам игры, правила игры в шахматы для начинающих детейпозаботившись о том, чтобы они не потеряли к ней интерес с самого начала.

Итак, начнем с того, что в игру играют два игрока. Каждый выбирает для себя фигуры белого или чёрного цветов. Доска, как уже было отмечено выше, имеет 64 клетки белого и чёрного цветов, чередующиеся между собой.

Фигуры могут передвигаться только по свободным квадратам. Если она перемещается в занятый противником квадрат, то фигура, которая его занимала, берётся «в плен» и выбывает из игры.

Рассмотрим правила движения фигур.

Ферзь (он же королева) — это самая подвижная из фигур. Королева ходит по вертикали, диагонали и горизонтали с того квадрата, на котором стоит.

Слон — ходит по диагонали.

Ладья — ходит по горизонтали и вертикали. Ладья и слон не способны перескакивать через квадраты, занятые другими фигурами.

Конь — перескакивает через фигуры, ходит по принципу буквы «Г». В дошкольном возрасте правила ходьбы коня для начинающих шахматистов могут показаться слишком сложными, поэтому правила игры в шахматы для начинающих детейобъяснить их можно, предлагая двигать фигурой поклеточно.

Пешки — ходят вперед на одну клетку. По желанию игрока в первом ходу каждую из пешек можно сдвинуть сразу на два поля. Если пешка «завоёвывает» фигуру противника, то она перемещается по диагонали в её квадрат. Пешка, которая достигает противоположного края доски, может стать любой из фигур. После этого её можно заменить выбранной фигурой или просто запомнить её новые функции.

Король — переходит на одну клетку. Один раз за игру может перейти на два поля к ладье, которая должна быть переставлена через него на соседний квадрат.

Это основные правила игры, которые нужно донести до ребёнка в самом начале обучения.

Как учить детей играть

Нужно быть готовыми к тому, что начинающим детям, даже знающим правила, будет крайне непросто заставить себя проявить терпение и освоить азы, чтобы впоследствии получать удовольствие от процесса.

Шахматы — это игра, которая потребует от ребёнка последовательных, систематичных действий. С первого раза большинству из начинающих игроков процесс не понравится настолько, что продолжать снова не захочется. Главное — поддержать малыша в этот момент, не правила игры в шахматы для начинающих детейоказывая на него давления и стимулируя желание продолжать дальше.

Первые шахматы для начинающих юных игроков должны быть красивыми. Лучше всего остановить выбор на классическом варианте шахмат с покрытыми лаком фигурами либо на шахматах с цветными пластиковыми фигурами для детей. Очень важно, чтобы фигуры и доска сразу увлекли ребёнка, вызывая у него желание поскорее выучить правила для начинающих и начать играть.

Перед началом игры нужно объяснить ребёнку правила, помочь ему расставить фигуры, сделать акцент на целях и средствах для их достижения.

Когда ребёнок освоит правила игры, можно переходить к первым партиям для начинающих, которые позволяют искать правильные ходы и строить логические цепочки. Естественно, что в первое время начинающим игрокам стоит поддаваться для того, чтобы мотивировать их продолжать дальше. Со временем малыши освоят целые комбинации, смогут самостоятельно разрабатывать стратегии, побеждая даже опытных противников.